Элементы регуляторов и блоков управления можно разделить на: чувствительные или измерительные, преобразовательные, усилительные, исполнительные, логические, элементы обратной связи.
Классификация элементов. Требования к элементам
Несмотря на различие в назначении перечисленных элементов, к их конструкции предъявляется ряд общих требований: малая масса и габариты, эксплуатационная надежность — одно из важнейших требований, относительная простота устройства, простота обслуживания, малая инерционность и линейность статических характеристик (для линейных систем автоматического управления).
Все элементы систем автоматизации по своему устройству можно разделить на механические, пневматические, гидравлические и электрические.
Ниже мы рассмотрим только общие вопросы, связанные с их назначением и классификацией.
Измерительные (чувствительные), преобразовательные элементы и датчики
Назначение измерительных элементов состоит в измерении контролируемых величин для передачи сигналов на преобразующие, усиливающие и исполнительные элементы в системе. Поэтому очень важно, чтобы такие элементы обеспечивали заданную точность измерения. Измерительный элемент должен генерировать сигнал достаточной силы, чтобы передать его на звенья, следующие за измерительным элементом.
В некоторых случаях задача измерительного элемента состоит не в измерении контролируемой величины, а только в выдаче сигнала о том, что контролируемая величина превышает или не превышает определенного значения. Такие элементы принято называть чувствительными (ЧЭ). Для простоты чувствительный элемент в дальнейшем будет также означать измерительный элемент. Одним из показателей СЭ является его чувствительность. Чувствительность k есть отношение изменения выходного значения Δx2 элемента к его входному Δx1:
k=(Δx2/Δx1) или k=(dx2/dx1).
Величину k можно получить как тангенс наклона статической характеристики СЭ к оси абсцисс. Под чувствительностью элемента понимается также отношение между изменениями выходной и входной величин в их относительных величинах:
К=Δx2/x2ном;
Δx1/x1ном, Форма. 1
где:
- x1nom и x2nom — выбранные номинальные или базовые значения для входных и выходных значений.
Термин «чувствительность» соответствует термину «усиление SE». Одним из важных требований СЭ является корректность статической характеристики, которая снимается последовательным измерением входной величины и измерениями Δx1 и Δx2 в статических режимах.
Значения непрямолинейности и нечувствительности (о которых шла речь в «Классификация систем автоматики. Основы теории взаимодействия дизеля и блоков автоматического управления») должны быть минимальными. Желательно иметь максимальное значение чувствительности для уменьшения габаритов и стоимости усилительных механизмов всей системы. При анализе конструкций ЧЭ следует также выявить их динамические качества, влияющие на процесс регулирования в переходных режимах.
Как правило, динамика ЧЭ или датчика в результате линеаризации нелинейностей описывается дифференциальным уравнением 1 порядка вида:
Tdx2/dt+x2=kx1,
где:
- T – постоянная величина SE, имеющая размерность время (с, мин.);
- К — выигрыш.
При ступенчатом изменении х2 на х10 получаем
х2=кх10(1–е–t/Т),
когда
т=Т, х2≅0,63кх10.
Экспериментальное определение значения Т можно произвести путем ступенчатого изменения х1 и осциллографирования х2. Интервал времени от момента начала переходного процесса до момента, когда x2 = 0,63 kx10, будет равен значению Т.
В качестве примера приведем вывод дифференциального уравнения СЭ для температуры. Обозначим изменение температуры контролируемой среды через Δtж, а смещение выходного элемента или изменение сигнала на выходе Δx. Обычно температурой СЭ считают такую единицу, что величина Δx пропорциональна температуре СЭ — tche, для нагрева которой требуется время, так как количество переданного ему тепла dQ = α F (tx — tche) dt, где α — коэффициент теплопередачи, F — площадь стенки.
Рекомендуемая литература: Требования и нормативный процесс для морской автоматизации
При этом dQ = MC dtche, где:
- М — масса;
- С – его теплоемкость.
Методом малых уклонений сведем эти уравнения к уравнению первого порядка.
ТдΔтче/дτ+Δтче=Δтж, Форма. 2
где:
- Т — постоянная времени элемента, мин, с;
- т — время.
Для ряда датчиков значениями Т можно пренебречь, если они малы по сравнению с другими постоянными времени.
Динамика СЭ на основе использования упругих элементов описывается уравнением 2-го порядка. В качестве примера приведем приближенный вывод уравнения динамики ЧЭ частоты вращения (рис. 1), включающего в себя грузы, качающиеся в шарнирах и одновременно вращающиеся с частотой ω, сцепление, которое действует приведенная центробежная сила грузов с одной стороны, и сжимающая сила Епр с другой, пружины жесткости с, другой конец которой может перемещаться под действием управляющего сигнала g.
Рис. 1 Настройка датчика скорости.
1 — шестерня, 2 — груз, 3 — тяга, 4 — пружина, 5 — шарнир, 6 — муфта
Выходной величиной ЧЭ является смещение силы тяги, х. В устойчивом состоянии:
Fpr=Egr=cx0.
В неустойчивом режиме, если пренебречь изменением радиуса вращения грузов и линеаризовать зависимость x от ω:
Md2Δx/dt2+KgdΔx/dt+cΔx=–K1Δω+K2g,
где:
- М — масса поступательно движущихся частей, приводимых к сцеплению;
- Kg – коэффициент гидравлического трения;
- K1 и K2 – коэффициенты передачи от возмущающего Δω и управляющего g воздействий.
Это уравнение также можно представить в относительных координатах:
Tg2d2η/dt2+Tkdη/dt+δη=φ+δ, Форма. 3
- Tg2=Mxnom/Epr
– квадрат времени поступательно движущихся масс, с2;
- Тк —
«время» вязкого трения, p
Tk=KgxnomEpro
;
- δ —
степень неравномерности скорости вращения SE
δ=Cxnom/Epro
.
Для ЧЭ прямого действия величина x эквивалентна рабочему объему хода дизельных насосов Värtsiläreika, а последний соответствует изменению эффективного (крутящего момента) крутящего момента.
Для дизель-генераторов общепринято, что при изменении нагрузки от 0 до 100 % частота тока не должна падать более чем на 2-3 %. Следовательно, при изменении φ на 0,02-0,03 значение η должно измениться на 1. Так, если в качестве значения η принять η = Δhp/hp nom, то δ = 0,02/0,03.
Для дизелей, работающих на винте, значение δ = 0,1-0,15.
Значения масс поступательно движущихся частей и гидравлического трения сравнительно невелики, а Тη2 и Тк могут лежать в пределах (для регуляторов косвенного действия):
Tg2=10–4/10–3c2, Tk=10–3/10–2 с.
Для непрямых регуляторов скорости движение муфты SE вызывает движение золотника, который открывает окно для потока масла под давлением к поршню сервопривода. Поэтому абсолютные значения смещения муфты принимаются малыми (0,1-0,5 мм), размеры и массы поступательно движущихся частей, а также величины гидравлического трения относительно малы.
Поэтому для регуляторов ЧЭ непрямого действия значениями Tη2 и Tk обычно пренебрегают. Уравнение (3) имеет вид:
δη=φ+δg Форма. 3, а
При выводе уравнения чувствительного элемента в качестве направления координаты x принимают направление, соответствующее увеличению скорости вращения грузов. Если все константы в уравнении (3) разделить на δ, уравнение (3) можно представить в виде:
Tr’2d2ηdt2+Tk’dηdt+η=kpφ+G‘,
где:
- кр=1δ
является усилением регулятора.
В системах автоматизации широко применяются датчики, представляющие собой простую конструкцию ЧЭ и преобразовательный элемент, преобразующий сигнал в электрический сигнал.
По конструктивному устройству датчики делятся на контактные и бесконтактные. В контактных датчиках СЭ используется с механическим выходным значением, в бесконтактных датчиках — с электрическим. Контактные и бесконтактные датчики могут быть дискретными и непрерывными (пропорциональными). Дискретные датчики имеют преобразователи релейного типа. В датчиках непрерывного действия ЧЭ подключается к преобразователю, на выходе которого сигнал пропорционален изменению контролируемой величины. Так, например, в омических преобразовательных элементах сигнал смещения преобразуется в изменение активного сопротивления, в индуктивных преобразовательных элементах перемещение сердечника приводит к изменению реактивного сопротивления.
К ЧЭ и датчикам АТС и АСУ технических систем водного транспорта относятся ЧЭ и датчики: давления, температуры, уровня, скорости, консистенции (плотности), расхода, угловых перемещений, состава газа и др., конструкция которых описана в указанной выше литературы.
Усилительные и исполнительные элементы
Усилительные элементы предназначены для усиления сигналов, поступающих от датчиков к исполнительным устройствам. Как было сказано ранее, усилители применяются в системах косвенного управления, т.е в тех случаях, когда для работы исполнительного механизма требуется большая величина тока. Отказ от усилителей может привести к значительному увеличению габаритов чувствительного элемента и ухудшению динамики системы.
Армирующие элементы делятся на гидравлические, пневматические и электрические. Энергоемкость гидравлических, пневматических и электрических усилителей характеризуется коэффициентом усиления по мощности KN = N/Ny, где N — мощность потока рабочего тела или электрическая мощность на выходе усилителя, Ny — мощность, используемая для управления усилителем, или коэффициент усиления по напряжению Ku = Uвых/Uвх, где Uвых и Uвх — напряжения на выходе и входе усилителя.
К активационным элементам (механизмам) относятся: гидросервопоршни, изменяющие подачу топлива, воздуха и воды, электромагнитные устройства подачи воздуха для пуска, стопорное устройство и пневматическая прокачка дизеля маслом, электромагнитные выключатели на автоматах, электрические пускатели насосов и другие устройства. В зависимости от вида используемой энергии приводы можно разделить на следующие группы:
- а) гидравлический;
- б) пневматический;
- в) электрические.
Для настройки или проектирования САУ и САУ необходимо знать динамические характеристики усилительных и исполнительных элементов, которые можно получить, составив дифференциальные уравнения для этих элементов.
В качестве примера рассмотрим упрощенный вывод дифференциального уравнения гидросистемы: усилитель с катушкой — поршневой привод (серводвигатель), схема которого представлена на рис. 2. Введите:
- x — отклонение золотника от центрального положения (золотниковые топливные насосы, золотник без перекрытия);
- Р — давление рабочей жидкости;
- у — отклонение сервопоршня от положения, соответствующего закрытым окнам;
- F — площадь сервопоршня.
Рис. 2 Схема системы: золотник — сервопоршень
Давление рабочей жидкости обычно выбирают таким образом, чтобы усилие, развиваемое сервопоршнем, было значительно выше сил инерции присоединенных к нему масс и силы трения. Поэтому последним при выводе пренебрегают. Полагая, что вследствие симметричности окон, открываемых змеевиком, потери давления рабочего тела при дросселировании его потока через оба окна, открываемые змеевиком, одинаковы и равны P/2 (полное падение давления от P до P = 0, когда дренаж равен P).
Это интересно: Методика проектирования конструкций ледовых подкреплений по критерию предела прочности
Получаем выражение для расхода жидкости при движении сервопоршня
Q=xK1(P/ρ)1/2,
где:
- р — плотность жидкости;
- K1 является константой.
С другой стороны, Q = Fdy/dt. Где мы получаем:
Fdy/dt=χμb(P/ρ)1/2
- µ – коэффициент оттока;
- b — ширина окна.
Выбрав базовые значения unom и xnom для ynom и xnom и перейдя к относительным переменным z = (y/ynom) и η = x/xnom, получим:
Цдз/дт=η, Бланк. 4
где:
Ts=(P/ρ)1/2F(ynom/xnom)µb,
— постоянная времени серводвигателя, которая тем меньше, чем больше давление рабочего тела и ширина окна Ts находится в пределах 0,01-0,02 сек.