В 1907 году председатель White Star Line Дж. Брюс Исмей и лорд Пирри, председатель судостроительной компании Harland & Wolff, решили, что роскошные лайнеры — это способ успешно конкурировать на трансатлантическом пассажирском рынке.
Всего планировалось построить три корабля: «Олимпик», «Титаник» и «Гигантика» (позднее названный «Британик» в честь гибели «Титаника»). Несмотря на то, что все эти корабли были оснащены самыми передовыми технологиями, каждый из них имеет свою историю.
RMS Олимпик
«Олимпик» был первым и единственным из трех кораблей, пересекших Атлантический океан. Киль корабля был заложен на верфях Harland & Wolff в Белфасте 16 декабря 1908 года.
Корабль Олимпик
После постройки корабль получил следующие технические показатели:
- Общий вес — 52 067 тонн.
- Длина корабля 269 м.
- Размер ширины — 28,19 м.
- Высота — 18,4 м.
- Осадка – 10,54 м .
- Мощность — 50 000 л.с
При этом он развивал скорость до 23 узлов, имел 860 членов экипажа и мог вместить до 2432 пассажиров.
Корабль в то время был оснащен максимальными удобствами для пассажиров и делился на 3 класса:
- 1 класс. Столовая на более чем 500 человек занимала всю ширину корабля. На борту была комната для курения и игры в карты. Пассажиры этого класса могли пользоваться кортом для сквоша, тренажерным залом, турецкой баней, лифтом и ходить по стеклянной палубе.
- 2 класс Столовая на 400 мест выполнена в английском стиле. Отдыхающие также могут воспользоваться комнатой для курения и привлекательными домиками. Походы для этого класса можно было совершать на корме корабля.
- 3-й класс В то время планировалось размещение на лайнерах в общих спальных каютах. Но в этом классе пассажиров размещали в 4-х местных салонах. Развлечения для этого класса были ограничены, но была возможность выйти на палубу и возможность провести время в большой курилке.
«Олимпик» прожил долгую и успешную жизнь на Североатлантическом маршруте. Он начал обслуживать пассажиров в 1911 году и обслуживал компанию до 1935 года, после чего корабль списали и в конечном итоге разобрали на металлолом; демонтаж занял два года.
RMS Титаник
Планировалось, что второй корабль олимпийского класса «Титаник» станет самым большим кораблем в серии. Общие технические характеристики корабля были следующими:
- Общий вес — 52 310 тонн.
- Длина — 269,1 м.
- Ширина — 28,19 м.
- Высота -18,5 м
- Осадка -10,54 м.
3-винтовой гребной винт мог развивать скорость до 23 узлов. При этом корабль обслуживали 899 членов экипажа. Общая пассажировместимость составила 2439 человек.
Корабль вобрал в себя все новшества того времени в технике и конструкции. Титаник был оборудован системой водоснабжения и канализации, телефонной связью, электроприборами и генераторами. Все номера на лайнере отличались повышенным уровнем комфорта и изысканным дизайном.
Но главной ошибкой конструкторов корабля был просчет наличия спасательных шлюпок, которые рассчитывались по водоизмещению, а не по количеству пассажиров. Что и послужило большим человеческим жертвам при столкновении с айсбергом.
Британник
Британник, который изначально назывался Гигантский, был последним и самым большим из трех олимпийских классов. 30 ноября 1911 года работы начались, но из-за фатального затопления ее родственного корабля «Титаник» в апреле 1912 года строительство было остановлено, а в конструкцию были внесены изменения.
Двойное дно было расширено по бортам корабля, чтобы создать большую защитную оболочку, и были установлены другие защитные элементы, позволяющие кораблю оставаться на плаву с поврежденными первыми шестью отсеками.
Какие новые круизные лайнеры были построены?
Общие технические характеристики судна получили следующие показатели:
- Общий вес — 48 158т.
- Длина — 269 м.
- Ширина — 28,65 м.
- Высота — 18,4 м.
- Осадка — 10,54м.
Полная скорость «Британника» составляла до 25 узлов с 860 членами экипажа на борту и общей пассажировместимостью 3300 человек. Этот корабль должен был стать самым роскошным из трио. Как и его предшественники, он сможет вместить около 800 пассажиров первого класса, 830 пассажиров второго класса, 960 пассажиров третьего класса.
21 ноября 1916 года корабль взорвался от взрыва мины, когда он плыл через пролив Кеа в Эгейском море. Британник начал быстро тонуть носом, и его капитан попытался посадить корабль на остров. Однако эта попытка не удалась, и в течение часа лайнер затонул.
Корабль Британник
К счастью, на борту было 1100 человек и достаточно спасательных шлюпок, единственный ущерб был нанесен капитаном «Британики», который запустил двигатели в попытке предотвратить затопление. Спасательные шлюпки у кормы корабля ударились о гребные винты, в результате чего погибли 30 человек.
Так закончилась история лайнеров олимпийского класса, но благодаря такому ходу событий все судостроительные компании мира пересмотрели свои устаревшие взгляды на конструкцию лайнеров и во многом изменили их. На сегодняшний день лайнеры оборудованы средствами повышенной безопасности, и плавание на таких кораблях вызывает только положительные эмоции.