Изготовление и монтаж изоляции корпусных конструкций судна

Тепловая изоляция предназначена для защиты помещений от ох­лаждения в зимнее время или от нагревания при повышенных темпе­ратурах воздуха, а также для предотвращения отпотевания поверхнос­тей, ограничивающих помещения с разной температурой.

Толщину изоляции судовых помещений определяют, пользуясь за­висимостью термического сопротивления изоляционной конструкции от температуры и теплоотдачи материала м2×к/Вт, (м2×ч×С/ккал):

∑i=1i=nδiλi=1αв×Ти–ТнТв–Ти–1αн

Где:

  • δi — толщина i-ro слоя изоляции, мм;
  • λi — коэффициент теплопро­водности i-го слоя изоляции, Вт/м×к (ккал/м×ч× °С);
  • n — количество сло­ев изоляции;
  • Тв и Тн — температура воздуха внутри помещения и на­ружного (или забортной воды), °С;
  • Ти — температура на поверхности изоляции, °С;
  • αв и αн – коэффициенты теплоотдачи от воздуха внут­ри помещения к поверхности изоляции и от наружной обшивки кор­пуса в окружающую среду, Вт/м2×к×°С (ккал/м2×ч×С).

Принимают:

αв = 8 Вт/м2×к×°С (7 ккал/м2×ч×°С)

αн = 29 Вт/м2×к×С (25 ккал/м2×ч×°С)

В скобках указана размерность в технической системе единиц, ко­торая еще встречается в расчетах теплоизоляции.

Значение Ти принимают из условия исключения возможности выпадения росы на внутренней поверхности изоляции, т. е. при:

Ти > Тр

Где:

  • Тр — температура точки росы (°С) при заданных относительной влажности φ и температуре Тв воздуха внутри помещения.

После определения δi и округления результата до стандартной толщины изоляции расчет проверяют, пользуясь соотношением:

Ти=1αвТн+Тв(1αн+∑i=1i=nδiλi)1αв+∑i=1i=nδiλi+1αн>Тр

В зависимости от вида материала тепловую изоляцию разделяют на:

  • Плиточную (П);
  • Волокнистую (В);
  • Напыляемую (Н);
  • Заливочную (3);
  • Мастичную (М).

В состав изоляционных конструкций входят изоляционные мате­риалы, их крепления к конструкциям корпуса судна, гидрозащитные покрытия поверхности изоляции и ее стыков, зашивка изоляции кар­кас для крепления зашивки.

По конструктивно-технологическому исполнению изоляция может быть, как следует из рис. 1, прилегающей, устанавливаемой непо­средственно на изолируемую поверхность, и выносной, находящейся на расстоянии от изолируемой поверхности. Прилегающая изоляция может быть открытой и закрытой зашивкой.

Изготовление и монтаж изоляции корпусных конструкций судна

Рис. 1 Конструктивно-технологиче­ские типы тепловой изоляции
1 — изоляция;
2 — зашивка изоляции;
3 — изолируемая конструкция;
4 — шпатлевка;

Тип изоляции обозначается буквой, характеризующей ее материал, и цифрой, показывающей конструктивно-технологическую группу:

  • Плиточная П-1, П-2, П-3;
  • Волокнистая В-2, В-3;
  • Заливочная 3-2;
  • Напыля­емая Н-2;
  • Мастичная М-1, М-2.

Жесткую плиточную изоляцию типов П-1 и П-2 приклеивают к изолируемым поверхностям. Узлы такой изоляции представлены на рис. 2. Она состоит из плит, деталей изоляции набора, предварительно собранных в уз­лы на соединительных полосках из ткани. При монтаже изоляции типа П-1 тканью оклеивается вся поверхность изоляции. Плиточная полужесткая минерало­ватная изоляция крепится на шпильках шайбами, колпачками или загибом шпилек.

Изоляционные работы с плиточной изоляцией состоят из заготовительных и монтажных операций.

Заготовитель­ные операции в цехе включают:

  1. Распи­ловку изоляционных плит ленточны­ми и дисковыми пилами;
  2. Оклейку плоских деталей тканью;
  3. Фрезерование «заготовок изоляции набора;
  4. Шпатлева­ние деталей, устанавливаемых без ок­лейки тканью;
  5. Сборку профильных де­талей в узлы, как показано на рис. 3;
  6. Сушку оклеенных деталей;
  7. Маркирова­ние деталей.

Изготовление и монтаж изоляции корпусных конструкций судна

Рис. 2 Изоляция типов П-1 и П-2
а — сечение по полособульбовому профилю;
б — по тавровому профилю;
1 — плита изоляции;
2 — деталь изоля­ции набора;
3 — соединительная по­лоска из ткани;
4 — шпатлевка;
5 — липкая лента;
6 — шпилька;
7 — шайба

Монтажные операции на судне включают:

  • Очистку изолируемой по­верхности;
  • Приклейку жестких плос­ких деталей между набором корпуса или крепление полужестких деталей на шпильках;
  • Прижатие приклеенных деталей на период схватывания (полимеризации) клея деревянными брусками-распорками и клиньями;
  • Снятие креплении после схватывания клея;
  • Заделку стыков деталей изоляции и мест прохода деталей насыщения шпатлевкой или полосками ткани на клею;
  • Нанесение на поверхность изоляции гидрозащитного покрытия (лакокрасочного в несколько слоев или пленочного, приклеиваемого к изоляции или закрепляемого на шпильках).

Плиточную изоляцию типа П-3 изготавливают в виде щитов, со­стоящих из деревянной или металлической рамки с декоративной за­шивкой и изоляционным материалом внутри нее. Такие щиты изготав­ливают в цехе, а на судне производят их установку.

Изготовление и монтаж изоляции корпусных конструкций судна

Рис. 3 Узлы изоляции набора
а — несимметричного полособульба;
б — симметричного полособульба;
в — пояска тавра

Волокнистые теплоизоляционные материалы используют только в помещениях, где поверх изоляции кре­пится зашивка. Крепление войлочной изоляции типа В-2 к корпусной конструкции показано на рис. 4.

Монтаж изоляции на шпильках воз­можен при отрицательных температу­рах воздуха в помещениях судна. При­клейка изоляции требует температуры не менее + 5 °С, необходимой для схва­тывания и полимеризации клея.

В цехе из волокнистых материалов изготавливают пакеты изоляции с гид­розащитной оболочкой из стеклоткани пленки. Пакеты накалывают на шпильки, приваренные к изолируемой поверхности, и закрепляют шайбами или колпачками.

Изготовление и монтаж изоляции корпусных конструкций судна

Рис. 4 Изоляция волокнистыми материалами типа В-2
а — при высоте набора h≥130 мм сплошной неразрезной полосой;
б — то же, раздельно полосами по набору и плитами между ними;
в — при высоте h≥140 мм;
1 — плиты изоляции между набором;
2 — полоса изоляции набора;
3 — шпилька;
4а — гидрозащитная пленка;
4б — фольга;
5 — липкая лента

Монтаж изоляции типа В-3 проводят одновременно с установкой модульных панелей зашивки помещения (рис. 5).

Монтаж заливочной изоляции сводится к нагреву компонентов, их дозированию, смешиванию и подаче к изолируемой поверхности. Перед заливкой композиции устанавливают обрешетник и один пояс зашивки по всей длине изолируемой поверхности. Жидкую композицию заливают по всей высоте зашивки. Затем переходят к последующим шпациям. Завершив нанесение изоляции по высоте первого пояса зашивки, устанавливают вышележащий пояс зашивки, и процесс повторяют. При вспенивании заливочная композиция увеличивается в объеме, заполняет изолируемое пространство и прочно сцепляется с корпусной конструкцией, обрешетником и зашивкой. Недостаток метода в невозможности выполнения изоляционных работ при отрицательных температурах, а так же на подволоках помещений.

Изготовление и монтаж изоляции корпусных конструкций судна

Рис. 5 Выносная волокнистая изоляция типа В-3
1 — профиль каркаса;
2 — модульная панель зашивки;
3 — плита изоляции;
4 — вставка;
5 — клей

Монтаж напыляемой изоляции производят последовательно в не­сколько слоев после установки обрешетника. Каждый последующий слой напыляется после отверждения предыдущего поверх него. Тол­щина одного напыленного слоя достигает 25-40 мм. По окончании на­несения изоляции производят ее зашивку.

Мастичную изоляцию готовят в цехе, перемешивая компоненты в растворосмесителе. На судне изоляцию наносят как штукатурку. До ук­ладки мастики на изолируемую поверхность наносят клей. Монтаж на­чинают с нанесения тонкого слоя мастики 1,0-1,5 мм и постепенно Толщину доводят до 12-14 мм. При большей толщине мастика долго не высыхает. Для получения изоляции требуемой толщины последо­вательно наносят нужное количество слоев.

Противопожарную изоляцию огнезадерживающих конструкций вы­полняют из формованных плит или напыляют асбестоцементную ком­позицию. Поскольку плиты непрочны и ломки, изоляцию приходится наносить из отдельных небольших кусков.

Для крепления к конструкции асбестоцементной композиции на изолируемую поверхность предварительно приваривают армирующие проволочные шплинты. Сжатым воздухом наносят композицию, кото­рую при выбросе увлажняют до образования гидромассы. Гидромасса набрызгивается на изолируемую поверхность и прилипает к ней. По­сле нанесения изоляцию выравнивают гладилкой и просушивают.

Звуковая изоляция предназначена для защиты судовых помещений от шума, возникающего при работе механизмов, гребных винтов, раз­личного оборудования и установок, а также для уменьшения воздействия вибрации корпусных конструкций.

Звукоизоляционные материалы, препятствующие проникновению шума извне и его распространению, относят к звукоизолирующим, а снижающие его интенсивность — к звукопоглощающим. Большинство волокнистых и пористых теплоизоляционных материалов имеет низ­кую звукопроводность (высокое акустическое сопротивление) и поэто­му препятствует распространению звуковых колебаний, поглощая их энергию. Для эффективной защиты судовых помещений от шума це­лесообразно совместное использование звукоизолирующих и звукопо­глощающих композиций.

Рекомендуется к прочтению:
Изготовление и монтаж судовой вентиляции
Корпусодостроечные работы

Dream-yachts
Добавить комментарий