О большом интересе к проекту нового алюминиевого катера «Крым» можно судить по многочисленным письмам читателей, поступившим в редакцию после публикации в номере № 18 (1969 г.) результатов конкурса НТО (проект НТО) катер «Крым» занял второе место в этом соревновании).
Характеристики моторной лодки «Крым»
Общая длина, мм | 4200 |
Максимальная ширина, мм | 1600 |
Высота борта на миделе и т д | 650 |
Нижний угол становой тяги на транце | 4,5° |
Масса с оборудованием и расходными материалами, кг | 190 |
Грузоподъемность, кг | 400 |
Пассажировместимость, чел | 5 |
Допустимая мощность ПМ, л.с | 30 |
Скорость под двигатель «Вихрь» (20 л.с.) с полной нагрузкой, км/ч максимальная, км/ч | 13 36 |
Материал дома | АМг5М |
Технология подключения | сварка |
Теперь, когда производство катера начато, мы имеем возможность опубликовать более подробные данные проекта, а также результаты опытной эксплуатации в Крыму и навигации 1969 года.
«Крым» под два двигателя «Вихрь» | Головной образец «Крым» на заводских испытаниях |
При разработке проекта мы ставили перед собой цель создать достаточно мореходный — способный плавать при волнении моря до 3 баллов, глиссирующий прогулочный моторный катер под двигатель мощностью до 40 л.с. С подходит для дальних поездок. Следует сразу отметить, что лодка, какой бы универсальной она ни казалась, не может быть одинаково удачной со всех точек зрения и одинаково подходящей для всех условий эксплуатации. Понятно, что любой проект — это всегда компромисс между множеством противоречивых требований.
Мы попытались решить следующие общие проблемы:
— нахождение оптимальной формы объема, достижение рациональной планировки и максимальное использование полезной площади для повышения обитаемости и удобства эксплуатации;
— добиться максимального использования всех возможностей материала (в данном случае легкого сплава) для обеспечения наименьшей трудоемкости конструкции и высочайшего качества конструкции.
Теоретический чертеж мотолодки «Крым»
Таблица плазовых ординат моторной лодки «Крым»
Использованы выпуклые охлаждаемые обводы днища с брызговиком вдоль скулы, плоскость которого расположена под углом 90° к плоскости борта. Компоновка, на наш взгляд, получилась удачной, и при относительно небольших размерах лодки обеспечивает необходимый минимум комфорта. Пассажировместимость «Крыма» — 4 человека (суммарная грузоподъемность — 400 кг), то есть она соответствует наиболее востребованному у болельщиков варианту.
Кабина размером 2,05 х 1,3 м с мягкими сиденьями. Носовая часть имеет две независимые спинки со съемными подушками; эти спинки можно сложить, например, для гребли. Спинка кормового 2-3-местного дивана цельная; если он откидывается назад, то открывается доступ к корме. Все сиденья легко снимаются. Поставив их на деревянный пол, можно быстро устроить мягкую просторную кровать для троих.
В носовой части лодки — между шп. 2 и 3 снабжены носовым форштевнем, закрытым дверцей на петлях. Сама перегородка отрегулирована таким образом, чтобы водитель и пассажир, сидящие на носовом сиденье, могли свободно раздвигать ноги. Лобовое стекло выполнено из плоских панелей, гармонирующих с линиями корпуса.
Рулевая машина состоит из колонки со штурвалом, установленной на передней панели кабины экипажа по левому борту. Провода рулевого троса смонтированы на четырех шарнирно подвешенных блоках и имеют пружинный компенсатор, предотвращающий перенапряжение в рулевом тросе при наклоне двигателя. В комплект поставки входит дистанционное управление реверсом и дроссельной заслонкой для подвесного двигателя «Вихрь». Слева от рулевой колонки находится кнопка остановки с куском кабеля для подключения к двигателю.
Представляет собой съемный тент из тентовой ткани, используемый в двух вариантах. В полуоткрытом варианте устанавливается только верхняя часть для защиты от солнца. В непогоду глухие боковые стенки крепятся к открытому тенту. Тент можно временно сложить или полностью снять и убрать в багажник.
Конструктивный мидель-каркас и разборка корпуса Крима на секции, узлы и детали
Обратите внимание, что все свободные объемы под задним сиденьем и вперед от шп. 2 заполнен пеноблоками ПСБ. В затопленном состоянии лодка остается на плаву в положении на ровном киле.
Теперь о решении конструкторско-технологических задач. Чтобы максимально упростить производство, мы поставили перед собой цель избавиться от клепки. В качестве материала для изготовления корпуса используется легкий алюминиево-магниевый сплав АМг-5, хорошо свариваемый как контактной, так и аргонодуговой сваркой. Несколько более высокая стоимость этого сплава по сравнению с дюралюминием Д-16, на наш взгляд, компенсируется не только возможностью замены клепки при сварке, но и повышенной прочностью корпуса (большая коррозионная стойкость; сохранение герметичности сварные швы в процессе эксплуатации и др.). Объем клепки составляет всего 8% от длины соединений.
Конструкция корпуса легко разбивается на четыре основные секции. В сборочном приспособлении форму прикрепляют к листу дна толщиной 2 мм путем установки донового набора, скулового угольника по краям и форштевня, отогнутого из симметричной полоски-бульба со скулой. Боковые стороны усилены распорными карманами для установки сидений; эти карманы также используются для хранения небольших предметов оборудования.
Все детали деки вырезаны из листа толщиной 1,5 мм. Секция палубы состоит из объемной штампованной носовой части с декоративными ребрами жесткости, объемных бортов и кормы. Носовая панель кокпита в виде полки с наклоном вперед 10° имеет прямые полки, приваренные к полкам носовой части палубы; формируется рама, на которую с помощью специального резинового профиля крепится стекло.
Секция палубы соединена с корпусом и угловым бульбом заклепками, образуя практичное крыло.
На сп. 8 установлена водонепроницаемая переборка для предотвращения попадания воды с маслом и бензином в кабину. Транец и переборка оборудованы быстродействующими дренажными устройствами.
Снаружи корпус окрашен в два цвета: от покрышек до надгусеничных крыльев — красный, борта и днище — желтые. Внутренняя часть покрыта светло-серой краской с голубоватым отливом.