Конструкция и чертежи лодки «Крым»

О большом интересе к проекту нового алюминиевого катера «Крым» можно судить по многочисленным письмам читателей, поступившим в редакцию после публикации в номере № 18 (1969 г.) результатов конкурса НТО (проект НТО) катер «Крым» занял второе место в этом соревновании).

Характеристики моторной лодки «Крым»

Общая длина, мм4200
Максимальная ширина, мм1600
Высота борта на миделе и т д650
Нижний угол становой тяги на транце4,5°
Масса с оборудованием и расходными материалами, кг190
Грузоподъемность, кг400
Пассажировместимость, чел5
Допустимая мощность ПМ, л.с30
Скорость под двигатель «Вихрь» (20 л.с.)
с полной нагрузкой, км/ч
максимальная, км/ч
13
36
Материал домаАМг5М
Технология подключениясварка

Теперь, когда производство катера начато, мы имеем возможность опубликовать более подробные данные проекта, а также результаты опытной эксплуатации в Крыму и навигации 1969 года.

«Крым» под два двигателя «Вихрь» Головной образец «Крым» на заводских испытаниях

При разработке проекта мы ставили перед собой цель создать достаточно мореходный — способный плавать при волнении моря до 3 баллов, глиссирующий прогулочный моторный катер под двигатель мощностью до 40 л.с. С подходит для дальних поездок. Следует сразу отметить, что лодка, какой бы универсальной она ни казалась, не может быть одинаково удачной со всех точек зрения и одинаково подходящей для всех условий эксплуатации. Понятно, что любой проект — это всегда компромисс между множеством противоречивых требований.

Мы попытались решить следующие общие проблемы:

— нахождение оптимальной формы объема, достижение рациональной планировки и максимальное использование полезной площади для повышения обитаемости и удобства эксплуатации;

— добиться максимального использования всех возможностей материала (в данном случае легкого сплава) для обеспечения наименьшей трудоемкости конструкции и высочайшего качества конструкции.

Теоретический чертеж мотолодки «Крым»

Таблица плазовых ординат моторной лодки «Крым»

Использованы выпуклые охлаждаемые обводы днища с брызговиком вдоль скулы, плоскость которого расположена под углом 90° к плоскости борта. Компоновка, на наш взгляд, получилась удачной, и при относительно небольших размерах лодки обеспечивает необходимый минимум комфорта. Пассажировместимость «Крыма» — 4 человека (суммарная грузоподъемность — 400 кг), то есть она соответствует наиболее востребованному у болельщиков варианту.

Кабина размером 2,05 х 1,3 м с мягкими сиденьями. Носовая часть имеет две независимые спинки со съемными подушками; эти спинки можно сложить, например, для гребли. Спинка кормового 2-3-местного дивана цельная; если он откидывается назад, то открывается доступ к корме. Все сиденья легко снимаются. Поставив их на деревянный пол, можно быстро устроить мягкую просторную кровать для троих.

В носовой части лодки — между шп. 2 и 3 снабжены носовым форштевнем, закрытым дверцей на петлях. Сама перегородка отрегулирована таким образом, чтобы водитель и пассажир, сидящие на носовом сиденье, могли свободно раздвигать ноги. Лобовое стекло выполнено из плоских панелей, гармонирующих с линиями корпуса.

Рулевая машина состоит из колонки со штурвалом, установленной на передней панели кабины экипажа по левому борту. Провода рулевого троса смонтированы на четырех шарнирно подвешенных блоках и имеют пружинный компенсатор, предотвращающий перенапряжение в рулевом тросе при наклоне двигателя. В комплект поставки входит дистанционное управление реверсом и дроссельной заслонкой для подвесного двигателя «Вихрь». Слева от рулевой колонки находится кнопка остановки с куском кабеля для подключения к двигателю.

Представляет собой съемный тент из тентовой ткани, используемый в двух вариантах. В полуоткрытом варианте устанавливается только верхняя часть для защиты от солнца. В непогоду глухие боковые стенки крепятся к открытому тенту. Тент можно временно сложить или полностью снять и убрать в багажник.

Из опыта
Николай
Николай
Николай Иванович имеет многолетний стаж работы механиком по лодочным моторам, гидроциклам и другой технике. Заядлый рыбак, за плечами которого не один десяток километров, пройденных по рекам России. Его уникальный опыт поможет разобраться в теме.
Задать вопрос
Лодка оборудована парой складных весел с уключным замком, которые хранятся под кормовым сиденьем. К корпусу крепятся три ручки - носовая и две на транце. Кормовое помещение - от шп. 8 к транцу - сделано таким образом, чтобы можно было хранить уложенный поперек лодки двигатель "Вихрь" и бак для него. Отсек закрывается съемной крышкой (с замком), которая на ходу убирается под носовое сиденье. Мы не нашли недостатков в увеличении расстояния от двигателя до кабины; напротив, появившаяся благодаря этому решению свободная площадь оказалась очень удобной как при разборке и ремонте двигателя, так и в ряде других случаев.

 

Конструктивный мидель-каркас и разборка корпуса Крима на секции, узлы и детали

Обратите внимание, что все свободные объемы под задним сиденьем и вперед от шп. 2 заполнен пеноблоками ПСБ. В затопленном состоянии лодка остается на плаву в положении на ровном киле.

Теперь о решении конструкторско-технологических задач. Чтобы максимально упростить производство, мы поставили перед собой цель избавиться от клепки. В качестве материала для изготовления корпуса используется легкий алюминиево-магниевый сплав АМг-5, хорошо свариваемый как контактной, так и аргонодуговой сваркой. Несколько более высокая стоимость этого сплава по сравнению с дюралюминием Д-16, на наш взгляд, компенсируется не только возможностью замены клепки при сварке, но и повышенной прочностью корпуса (большая коррозионная стойкость; сохранение герметичности сварные швы в процессе эксплуатации и др.). Объем клепки составляет всего 8% от длины соединений.

Конструкция корпуса легко разбивается на четыре основные секции. В сборочном приспособлении форму прикрепляют к листу дна толщиной 2 мм путем установки донового набора, скулового угольника по краям и форштевня, отогнутого из симметричной полоски-бульба со скулой. Боковые стороны усилены распорными карманами для установки сидений; эти карманы также используются для хранения небольших предметов оборудования.

Все детали деки вырезаны из листа толщиной 1,5 мм. Секция палубы состоит из объемной штампованной носовой части с декоративными ребрами жесткости, объемных бортов и кормы. Носовая панель кокпита в виде полки с наклоном вперед 10° имеет прямые полки, приваренные к полкам носовой части палубы; формируется рама, на которую с помощью специального резинового профиля крепится стекло.

Секция палубы соединена с корпусом и угловым бульбом заклепками, образуя практичное крыло.

На сп. 8 установлена ​​водонепроницаемая переборка для предотвращения попадания воды с маслом и бензином в кабину. Транец и переборка оборудованы быстродействующими дренажными устройствами.

Снаружи корпус окрашен в два цвета: от покрышек до надгусеничных крыльев — красный, борта и днище — желтые. Внутренняя часть покрыта светло-серой краской с голубоватым отливом.

Dream-yachts
Добавить комментарий