Лодка «Афалина»: мнение, проблемы, перспективы

Никогда еще спорт так хорошо не захватывал наш отдых, не входил в повседневную жизнь, не приводил к увлечениям, как сейчас. Спортивные скорости, спортивные азарты, спортивный стиль в одежде – эти понятия стали привычными чертами нашего времени. Ради остроты восприятия, ощущения свободы передвижения, радости скорости мы все чаще готовы поступиться комфортом и домашним уютом. Темп жизни ускоряется. Все больше и больше миллионов людей садятся за руль все более мощных и быстрых мопедов, мотоциклов, автомобилей…

Естественно, многим автомобилистам-водникам, особенно среди молодежи, хочется ощутить эту скорость на воде, например, за штурвалом действительно скоростной моторной лодки.

До недавнего времени об этом можно было только мечтать, если, конечно, человек не стал чистым гонщиком. Однако, с одной стороны, не вся спортивная молодежь готова войти в мир большого спорта, а с другой стороны, в нашей стране не так много секций водно-моторного спорта.

В отличие от любителей сухопутных, чьи запросы чутко улавливаются и сразу становятся промышленным заказом, положение любителей скорости на воде гораздо сложнее. Сегодня нечего развивать высокую скорость! Имея в наличии в наших магазинах лодочные моторы мощностью до 25-30 л.с., да, на серийно выпускаемых универсальных и, следовательно, тяжелых 4-х метровых лодках нельзя развивать большую скорость. Легкие полуспортивные модели моторных лодок, которые даже с 25-сильным двигателем будут развивать скорость более 40 км/ч, до недавнего времени в нашей стране не производились.

Затем в 1974 году сотрудники ЦНИИ им. А. Н. Крылова и конструкторов ленинградского судостроительного завода «Пелла» (см. «КЯ» № 55) родилась идея создать такой специализированный катер нового типа — быстроходный моторный катер «на двоих», возникла надежду на то, что этот пробел в выборе кораблей для нашего прогулочного флота наконец-то будет заполнен.

Перед конструкторами стояла непростая задача. Опыта проектирования таких лодок практически не было. Авторы «Янтара» и «Немана», так и не получившие распространения, ставили другие цели: они создали дешевую и технологичную малую металлическую лодку, рассчитанную на меньшую мощность и меньшую мореходность (с разрешением плавания при высоте волны до 0, 25 м). Новая разработка тех же авторов — более крупный «Неман-2» — представляется более интересной и перспективной; речь пойдет в следующем выпуске, а пока отметим, что конструкторы завода «Пелла» пошли принципиально иным путем, ссылаясь на опыт строителей чисто гоночных кораблей.

Из спортивной моторной лодки судно, спроектированное с учетом строгих ограничений и законов международного водного автоспорта, стали превращать в любительское – в «лодку общественного потребления». Стремясь минимизировать потери в скорости и маневренности, конструкторы постарались сделать лодку намного вместительнее и комфортнее, прочнее и надежнее – безопаснее в эксплуатации.

Три основные идеи, три плюса вдохновили дизайнеров.

  • Во-первых, само собой разумеется, что при ограниченной мощности быстроходный катер должен быть небольшого размера, а цена мини-катера, даже из дорогого стеклопластика, будет меньше, чем цена большинства популярных металлических моделей.
  • Во-вторых, такой «мини» будет дешевле и проще в эксплуатации (меньше затрат на топливо, проще хранение, ремонт, вытаскивание на берег, транспортировка и т.д.).
  • В-третьих, мощности всех выпускаемых двигателей будет достаточно для эффективной навигации на всех режимах: даже при полной загрузке скорость будет превышать 40 км/ч!

Чтобы убедиться в правильности выбранного пути, а заодно проверить спрос на новую лодку, конструкторы обратились за помощью к любителям: на свет появился экспериментальный образец будущего «Афалин» с ориентировочной ценой 500–515 рублей выставка ленинградского спецмагазина № 23. Около полугода все посетители магазина, заинтересовавшиеся идеей, могли познакомиться с лодкой и поделиться своими впечатлениями, записав их в гостевую книгу. Вот некоторые из них: — Хорошая идея! Доставка хорошая, цена завышена. Если лодка «остается в памяти», спрос будет обеспечен надолго. Архитектор Марков.

— Катер хороший, но есть недоделки: надо увеличить кокпит, сделать боковые окна. Нужен тент, нужны весла с замком. Балашов.

— От такой лодки в первую очередь нужна скорость. Переночевать можно в палатке, главное приехать вовремя. С удовольствием поменяю «Прогресс» на «Афалину». Викулов.

— Контуры глубокие V — современные. Вместо задних сидений нужен диванный шкаф, полки по бокам. Под палубой нужно создать перегородку для удержания вещей при движении по волне. Обязательно укрепите верхний край стекла, чтобы оно держалось при входе и выходе. Пока в лодке нет минимума удобств, банки и все вещи будут катиться под ногами. Инженер Н.

— Мы давно ждали чего-то подобного. Минусы: нет фонаря, несъемное переднее сиденье, верхняя кромка стекла не усилена рамой, абсолютно скользкая палуба в носовой части — легко поскользнуться. Красивая форма и цвет радуют глаз. Луг. НА.

— Как студент-корабелист я считаю, что лодка будет пользоваться большим спросом у молодежи. Большую серию можно в первую очередь получить за счет снижения цены.

— Идея заманчивая. Популярна будет лодка для коротких поездок и туризма выходного дня. Впервые конструкторы подошли и к идее, и к архитектуре судна с действительно современных позиций! Ю. Болотников.

— Цена высокая, в ее пределах стоит повышать комфорт. Но не нужно делать из дельфина-афалины маленького «Михаила Лермонтова»: от мотоцикла нельзя требовать всех удобств автомобиля. Просто любитель.

Большинству выступавших понравилась сама идея и исполнение в целом. Гораздо меньше единодушия было обнаружено в оценке конструкции и оснащения «Афалин». Тем не менее, можно сделать вывод, что штурманы-любители выступают за: увеличение площади кабины при сохранении выбранных габаритов; организация дополнительного места для третьего пассажира; оснащение лодки съемным тентом, веслами, сплошными боковыми окнами, дистанционным управлением, стационарными креслами, багажным отделением и полками.

Электронное письмо редакции в ответ на статью одного из конструкторов афалин — быстроходного катера на двоих (КЯ № 55) практически полностью подтвердило этот «набор» пожеланий.

Больше года у конструкторов ушло на воссоздание «Афалин», а затем заводские и межведомственные испытания новой версии. Лодки первой серийной группы, подготовленные в конце 1977 г., повторяли опытную модель «Афалин» только по размерам и обводам подводной части корпуса. Были учтены многие предложения будущих покупателей.

Из опыта
Николай
Николай
Николай Иванович имеет многолетний стаж работы механиком по лодочным моторам, гидроциклам и другой технике. Заядлый рыбак, за плечами которого не один десяток километров, пройденных по рекам России. Его уникальный опыт поможет разобраться в теме.
Задать вопрос
Основные размерения: длина наибольшая - 3,74 м, габаритная -3,82 м; ширина наибольшая -1,37 м, габаритная - 1,40 м, наибольшая по скуле -1,20 м; общая высота - 1,10 м; высота борта на миделе - 0,70 м. Угол килеватости по отношению к днищу в корме -17°

Высота транца 0,38 м, толщина в месте крепления ПМ 50 мм. Полезная нагрузка — не более 300 кг. Пассажировместимость — 3 человека. Масса с оборудованием и припасами -130 кг. Разрешенная мощность подвесного двигателя 25 л.с. С.

Скорость движения с полной нагрузкой под двигателем 25 л.с. С. — не менее 40 км/ч. Эксплуатация разрешается при высоте волны не более 0,5 м.

В пакет включено; три съемных кресла, тент, рулевой пульт (РДУ по ТУ 5.16.353-75), весло, черпак, спасательный круг. Ремонтная аптечка направляется потребителю при получении предприятием отрывного талона, прилагаемого к руководству по эксплуатации».

Объект гарантирует качество и надежность катера в течение 18 месяцев с момента покупки в магазине. Изготовитель — Судостроительный завод «Пелла» (188694, г. Отрадное, Ленинградская область). Розничная цена лодки по ТУ 5.16-386-77 составляет 600 руб.

Поскольку лодку спроектировали и построили ленинградцы, неудивительно, что именно ленинградским любителям впервые пришла в голову идея серийного «Афалина». Первые десять афалин, поступившие в магазин № 23 в начале прошлого года, по предварительным пожеланиям были тут же разобраны.

Dream-yachts
Добавить комментарий