Лодка «Язь»: история и характеристики

Характеристики лодки «Язь»

Максимальная длина, мм3140
Максимальная ширина, мм1420
Высота борта на миделе и т д470
Грузоподъемность, кг250
Пассажировместимость, чел.3
Допустимая мощность двигателя, л.с.восемь
Рекомендуемая мощность двигателя, л.с2
Масса корпуса, кг46
Масса с оборудованием и расходными материалами, кг56
Материал домаАмг

Гребная лодка «Язь»

Катера и яхты, № 02 (090), 1981 г

Опыт эксплуатации 2,66-метрового катера «Ерш», производство которого было освоено на Тюменском судостроительном заводе, а также пожелания, высказанные конструкторам рыбаками и охотниками-любителями, выявили необходимость увеличения размерений. Задача состояла в том, чтобы создать аналогичную легкую многоцелевую гребную лодку повышенной грузоподъемности от 150 до 250 кг при максимальном весе лодки не более 50-55 кг, что позволило бы перевозить ее на верхнем багажнике автомобиль. Поскольку в отзывах отмечался ряд положительных качеств лодки «Ерш», их пришлось сохранить в новом проекте.

После изучения всех предложений было принято решение о разработке трехместной гребной лодки, получившей впоследствии название «Язь». В 1980 году опытный образец такой лодки прошел обширные испытания и был рекомендован к серийному производству на Киевском заводе «Ленинская кузница».

Чертеж общего вида гребной лодки «Язь»

1 — блоки плавучести; 2 — гиря на ногах; 3 — черпак; 4 — банка; 5 — подключ; 6 — весло с уключиной.

Проектирование «Иде» было довольно сложным делом. Главной трудностью было значительное увеличение грузоподъемности лодки, по сравнению с прототипом, при необходимости соблюдения установленного минимального веса и недопущения усложнения конструкции и технологии для серийного производства. Напомним, что масса «Ерша» составляла 48 кг. Таким образом, необходимо было обеспечить увеличение грузоподъемности на 66 % при увеличении массы снаряженной лодки всего на 16-17%.

При разработке проекта катера «Язь» был использован теоретический чертеж «Ерша», но для сохранения ходовых качеств пришлось несколько увеличить относительную длину корпуса — отношение L/B (в наибольших размерениях — с 1,84 до 2,21). Выбранный теоретический чертеж позволил развернуть поверхности обшивки на плоскости и, таким образом, устранил необходимость изготовления крупногабаритного и дорогостоящего соплового оборудования.

Принятые обводы обеспечивают хорошие ходовые качества лодки при движении как на веслах, так и под двигателем, а также достаточно высокую остойчивость, позволяющую рыбаку или охотнику находиться в ней в положении «стоя».

Корпус катера изготовлен из клепаного коррозионностойкого алюминиевого сплава АМг толщиной 1,5 мм, который может использоваться в морской воде. Все характерные черты конструкции «Ёрша» сохранены. Корпус состоит из четырех листов наружной обшивки (два нижних листа со штампованными гофрами — фальшкилями — и двух бортов), кормового отсека с транцем и носового отсека, жестко прикрепляющего обводы к оконечностям.

Помимо киля и башни с горизонтальными коленями, в корпусе расположены два развитых L-образных скуловых стрингера, обеспечивающих необходимую продольную прочность и жесткость. Их вертикальные стенки приклепаны к днищу, горизонтальные, служащие опорами для поперечных ящиков, к бокам. Технологические вырезы в вертикальных стенках стрингеров не только обеспечивают доступ ко всем участкам обшивки и облегчают строительство, но и позволяют использовать пространство внутри стрингеров в качестве бокового шкафа для хранения различного имущества и оборудования. Носовой и кормовой отсеки также выполняют функцию багажников.

Конфигурация деталей, вырезы в них и взаимное расположение выполнены таким образом, чтобы был доступ ко всем элементам корпуса в случае необходимости ремонта в процессе эксплуатации Идэ».

Три съемных деревянных ящика можно перемещать по длине лодки. К стрингерам они крепятся замками. Лодка оборудована двумя парами качалок, которые позволяют устанавливать весла в двух положениях. Благодаря этому можно подобрать оптимальную дифферентовку при движении под веслами с разными вариантами загрузки.

Из опыта
Николай
Николай
Николай Иванович имеет многолетний стаж работы механиком по лодочным моторам, гидроциклам и другой технике. Заядлый рыбак, за плечами которого не один десяток километров, пройденных по рекам России. Его уникальный опыт поможет разобраться в теме.
Задать вопрос
Чтобы лодка не затонула, под носовую и кормовую деревянные банки подкладывают пенопластовые блоки. Лодка, наполненная водой, остается на плаву и вмещает в воду трех человек, держась за борта.

Транец имеет деревянную обшивку (с обеих сторон) для установки лодочного мотора мощностью до 8 л.с. С. В ходе испытаний «Язь» на полном водоизмещении под двигателем «Ветерок-8» со штатным воздушным винтом (Д=202 мм, Н=190 мм) показал скорость 10,6 км/ч. Но для движения в более экономичном режиме рекомендуется установить на лодку лодочный мотор меньшей мощности – 2-сильный «Салют».

Лодка довольно проста в управлении. Допускается плавание при высоте волны не более 0,25 м.

Лодку можно перевозить в верхнем багажнике любого автомобиля. Установку лодки рекомендуется производить «на холостой ход» с креплением к багажнику любых гибких элементов вне корпуса. Деревянные ящики для уменьшения веса лодки при транспортировке снимаются и помещаются в задний багажный отсек. Скорость автомобиля с установленной на багажнике лодкой регулируется водителем исходя из условий безопасности движения. На испытаниях максимальная скорость достигала 110 км/ч.

Фотографии лодки «Язь»

Dream-yachts
Добавить комментарий