Характеристики лодки «Язь»
Максимальная длина, мм | 3140 |
Максимальная ширина, мм | 1420 |
Высота борта на миделе и т д | 470 |
Грузоподъемность, кг | 250 |
Пассажировместимость, чел. | 3 |
Допустимая мощность двигателя, л.с. | восемь |
Рекомендуемая мощность двигателя, л.с | 2 |
Масса корпуса, кг | 46 |
Масса с оборудованием и расходными материалами, кг | 56 |
Материал дома | Амг |
Гребная лодка «Язь»
Катера и яхты, № 02 (090), 1981 г
Опыт эксплуатации 2,66-метрового катера «Ерш», производство которого было освоено на Тюменском судостроительном заводе, а также пожелания, высказанные конструкторам рыбаками и охотниками-любителями, выявили необходимость увеличения размерений. Задача состояла в том, чтобы создать аналогичную легкую многоцелевую гребную лодку повышенной грузоподъемности от 150 до 250 кг при максимальном весе лодки не более 50-55 кг, что позволило бы перевозить ее на верхнем багажнике автомобиль. Поскольку в отзывах отмечался ряд положительных качеств лодки «Ерш», их пришлось сохранить в новом проекте.
После изучения всех предложений было принято решение о разработке трехместной гребной лодки, получившей впоследствии название «Язь». В 1980 году опытный образец такой лодки прошел обширные испытания и был рекомендован к серийному производству на Киевском заводе «Ленинская кузница».
Чертеж общего вида гребной лодки «Язь»
1 — блоки плавучести; 2 — гиря на ногах; 3 — черпак; 4 — банка; 5 — подключ; 6 — весло с уключиной.
Проектирование «Иде» было довольно сложным делом. Главной трудностью было значительное увеличение грузоподъемности лодки, по сравнению с прототипом, при необходимости соблюдения установленного минимального веса и недопущения усложнения конструкции и технологии для серийного производства. Напомним, что масса «Ерша» составляла 48 кг. Таким образом, необходимо было обеспечить увеличение грузоподъемности на 66 % при увеличении массы снаряженной лодки всего на 16-17%.
При разработке проекта катера «Язь» был использован теоретический чертеж «Ерша», но для сохранения ходовых качеств пришлось несколько увеличить относительную длину корпуса — отношение L/B (в наибольших размерениях — с 1,84 до 2,21). Выбранный теоретический чертеж позволил развернуть поверхности обшивки на плоскости и, таким образом, устранил необходимость изготовления крупногабаритного и дорогостоящего соплового оборудования.
Принятые обводы обеспечивают хорошие ходовые качества лодки при движении как на веслах, так и под двигателем, а также достаточно высокую остойчивость, позволяющую рыбаку или охотнику находиться в ней в положении «стоя».
Корпус катера изготовлен из клепаного коррозионностойкого алюминиевого сплава АМг толщиной 1,5 мм, который может использоваться в морской воде. Все характерные черты конструкции «Ёрша» сохранены. Корпус состоит из четырех листов наружной обшивки (два нижних листа со штампованными гофрами — фальшкилями — и двух бортов), кормового отсека с транцем и носового отсека, жестко прикрепляющего обводы к оконечностям.
Помимо киля и башни с горизонтальными коленями, в корпусе расположены два развитых L-образных скуловых стрингера, обеспечивающих необходимую продольную прочность и жесткость. Их вертикальные стенки приклепаны к днищу, горизонтальные, служащие опорами для поперечных ящиков, к бокам. Технологические вырезы в вертикальных стенках стрингеров не только обеспечивают доступ ко всем участкам обшивки и облегчают строительство, но и позволяют использовать пространство внутри стрингеров в качестве бокового шкафа для хранения различного имущества и оборудования. Носовой и кормовой отсеки также выполняют функцию багажников.
Конфигурация деталей, вырезы в них и взаимное расположение выполнены таким образом, чтобы был доступ ко всем элементам корпуса в случае необходимости ремонта в процессе эксплуатации Идэ».
Три съемных деревянных ящика можно перемещать по длине лодки. К стрингерам они крепятся замками. Лодка оборудована двумя парами качалок, которые позволяют устанавливать весла в двух положениях. Благодаря этому можно подобрать оптимальную дифферентовку при движении под веслами с разными вариантами загрузки.
Транец имеет деревянную обшивку (с обеих сторон) для установки лодочного мотора мощностью до 8 л.с. С. В ходе испытаний «Язь» на полном водоизмещении под двигателем «Ветерок-8» со штатным воздушным винтом (Д=202 мм, Н=190 мм) показал скорость 10,6 км/ч. Но для движения в более экономичном режиме рекомендуется установить на лодку лодочный мотор меньшей мощности – 2-сильный «Салют».
Лодка довольно проста в управлении. Допускается плавание при высоте волны не более 0,25 м.
Лодку можно перевозить в верхнем багажнике любого автомобиля. Установку лодки рекомендуется производить «на холостой ход» с креплением к багажнику любых гибких элементов вне корпуса. Деревянные ящики для уменьшения веса лодки при транспортировке снимаются и помещаются в задний багажный отсек. Скорость автомобиля с установленной на багажнике лодкой регулируется водителем исходя из условий безопасности движения. На испытаниях максимальная скорость достигала 110 км/ч.