Основные характеристики лодки «Мечта»
Максимальная длина, м | 3.14 |
Максимальная ширина, м | 1.11 |
Высота по миделю и транцу, м | 0,47 |
Масса с оборудованием (без двигателя), кг | 48,7 |
Максимальная грузоподъемность, кг | 200 |
Пассажировместимость, чел. | 2 |
Размеры в сложенном виде, м | 1,16х1,07х0,18 |
Максимально допустимая мощность PM кВт (л.с.) | 3,7(5) |
Скорость под двигателем «Прибой» при полной нагрузке, км/ч | 1. 3 |
Конструкция «Мечты» принципиально не отличается от известных разборных яхт 2,2 и 2,8 м. Тот же материал — дюраль с полосами прорезиненной ткани на стыках, тот же принцип складывания в плоский пакет. Но это уже лодка вдвое большей грузоподъемности, рассчитанная на совместное плавание при высоте волны 0,3 м и удалении от берега до 500 м, приспособленная для установки подвесного мотора мощностью до 3,7 кВт (5 л.с.). Убедиться в том, что лодка «Мечта» ни в чем не дублирует раздел «Романтика», легко, достаточно посмотреть описание.
Мореходность — допускается эксплуатация при высоте волны не более 0,3 мили на удалении от берега до 500 м. Непотопляемость обеспечивается надувными контейнерами, размещенными вдоль бортов. Материал — дюралюминий Д16АТ и прорезиненная ткань. Производство Московский машиностроительный завод «Салют», ТУ 1-01-74. Лодка была доставлена в брезентовом чехле в комплекте с веслами, надувными цистернами, спасательным кругом и ковшом.
При проектировании «Мечты» конструкторы приложили немало усилий, чтобы создать лодку с хорошими ходовыми качествами, надежную в плавании и, кроме того, быстро собираемую, удобную для хранения и транспортировки.
Лодка проста по конструкции; в нем комфортно размещаются двое взрослых с походным снаряжением, а возможность плавания под двигателем делает его практичным не только для водного и мототуризма, но и для охотников-любителей и рыбаков.
1 — носовая мягкая палуба; 2 — таблетки; 3 — банка; 4 — фанерная опора; 5 — баллон; 6 — замок для крепления коробки; 7 — колено; 8 — жесткий транец (для герметизации также предусмотрен мягкий транец из прорезиненной ткани); 9 — обшивка; 10 — весло; 11 — крюк нижний; 12 — крюк верхний; 13 — бортовой киль (кромка борта расширена ниже днища.
Разборный корпус катера состоит из дюралевых деталей толщиной 1,5 мм, соединенных прорезиненной обшивкой толщиной 3 мм, обеспечивающей герметичность и гибкость. Эти накладки приклепаны к краям металлических деталей заклепками 4 мм на перекрывающие дюралюминиевые полосы со стороны замыкающей головки. Шов однорядный с шагом 18 мм.
Конструкция складной лодки «Мечта»
1 — брештук (носовая стойка); 2 — мидельвейс (передний кронштейн); 3 — стойка; 4 — носовая «палубная» палуба (носовой корпус); 5 — банка; 6 — шнуровка баллона; 7 — надувной резиновый баллон в футляре; 8 — опора банка; 9 — крюк нижний; 10 — крюк верхний; 11 — замок весла; 12 — колено (складная косынка на жестком транце; 13 — жесткий транец (подмоторный борт); 14 — транцевая плита (опорная площадка); 15 — обойма для крепления жесткого транца к днищу.
* в скобках указаны названия деталей по заводской инструкции
Жесткость составной конструкции обеспечивается тремя поперечными сиденьями — банками с фанерными опорами, являющимися своеобразными шпангоутами, а также съемным носовым штагом и съемным жестким транцем с подмоторным лотком — накладкой в защемленной зоне. Транец вырезается из 12мм заднего плавника.
Дно у транца совершенно плоское, а в среднем сечении имеет небольшую кривизну наружу, придаваемую формой опор под берегами. Два «кулера» (ребра по бокам, выступающие ниже днища) обеспечивают устойчивость, а две опорные площадки — дифферента уменьшают величину дифферента, возникающего при движении под двигателем, до 6°.
При полной загрузке (200 кг) на гладкой воде скорость-мечта с 2-сильным двигателем «Салют» достигает 10 км/ч, а с 5-сильным «Прибоем» — 13-15 км/ч.
Носовой тентовый чехол не только придает полностью открытой (без жесткой палубы) лодке приятный внешний вид, но и уменьшает попадание в нее брызг при движении по волне. Два надувных баллона (длина ок. 1500, диаметр 200 мм) в прикрепленных к ящикам чехлах удерживают лодку с двигателем на плаву даже при ее полном затоплении: без этих баллонов спустить лодку на воду не разрешается. Как написано в руководстве пользователя, плавать на нем можно при высоте волны не выше 0,3 м и на расстоянии не более 500 м от берега. Замечу попутно, что конструкторы ряда лодок явно перестраховываются или не придают такого рода указаниям большого значения. Только этим можно объяснить, например, что по утвержденным техническим условиям 4-метровый «МКМ» имеет более жесткие ограничения по высоте волны (не выше 0,25 м), чем наша «Мечта»!
Последовательность раскладывания лодки «Мечта»
I — сложенный пакет; II — кормовая часть корпуса откидывается в корму; III — носовая часть откидывается назад; IV — поднимаются борта, лопаются банки; расположен жесткий транец.
Чтобы «Мечта» прослужила не 12 месяцев (заводская гарантия), а намного дольше, советуем следовать рекомендациям, указанным в инструкции. Промойте лодку, удалите песок и грязь, высушите перед укладкой, позаботьтесь о резине; следить за состоянием защитного покрытия эмали (при складывании стоит подкладывать бумагу или ветошь).
Лодка поставлялась в комплекте: брезентовый чехол, весла, черпак, надувные баллоны, спасательный круг.
Лодка «Мечта» рекомендуется для плавания в основном под мотором, так как она тяжела на ходу с веслами, которые к тому же короткие и не позволяют развить хороший вес (испытать лодку на воде см здесь).
Катер «Мечта» выпускался до 1981 года, после чего производство было прекращено.