Основные характеристики мотолодки «Афалина» | |
Максимальная длина, мм | 3740 |
Максимальная ширина, мм | 1370 |
Высота борта на миделе и т д | 700 |
Угол килеватости на транце | 17° |
Масса с оборудованием и расходными материалами, кг | 130 |
Грузоподъемность, кг | 300 |
Пассажировместимость | 3 |
Допустимый эффект PM | 25 |
Скорость с полной нагрузкой под двигателем «Вихрь-М», км/ч | 40 |
Моторная лодка «Афалина» спроектирована в середине 70-х годов конструкторами верфи «Пелла», известной своими гребными моторными лодками из пластика. Основная идея была такой: сделать двухместный катер с минимальными габаритами. При этом цена лодки, несмотря на дорогой материал (стеклопластик), будет невысокой, и любой отечественный двигатель мощностью 20~25 л.с. Я бы взял его на глиссирование с полной загрузкой. Такая лодка была бы значительно дешевле в эксплуатации, чем широко распространенные лодки «4-м класса». Для того чтобы мореходные качества мини катера оставались достаточно высокими, были применены обводы с увеличенной тягой днища. Однако при испытаниях прототипов было принято решение увеличить пассажировместимость до 3 человек.
Внешний вид моторной лодки «Афалина»
Афалина — прогулочная моторная лодка с острыми обводами глиссады, увеличенной тягой и продольным редансом днища.
Пластиковый корпус состоит из двух секций оболочки: собственно корпуса и палубы, которые соединяются друг с другом по линии надгусеничных полок болтами, вставленными через фланцы. Снаружи соединение закрывается полиэтиленовым П-образным профилем.
Жесткость неотвердевающего корпуса достигается за счет сложных обводов со степперами и брызгозащитой, большой площади палубы, наличия жесткого фанерного пола, вклеенного в корпус точно на уровне второго степпера, а также фанерного киль. Корпус и палуба отлиты из полиэфирной смолы НПС-609-21М, стеклосетки СЭ-0-1 и стеклоткани Т-11-ГВС-9. Часть тела афалин выстлана пятью слоями ткани и одним слоем сетки; толщина кожи — 3,5 мм. Чехол усилен тремя слоями ткани и одним слоем сетки; его толщина составляет 2,5 мм. Внешние слои стекловолокна пигментированы; Используется несколько двухцветных и одноцветных цветовых вариантов.
Общее расположение мотолодки «Афалина»
Высокие шпангоуты палубной секции и лобового стекла являются продолжением борта и защитой кокпита катера от брызг. В непогоду кабина афалин может быть полностью закрыта складным тентом, основу которого составляют трубчатые носовые части из легкого сплава.
Теоретический чертеж
В кабине размером 1,75×1,2 м установлены три жестких кресла из стеклопластика. Для уменьшения крена катера при движении без пассажиров в ДП установлено место водителя.
От затопления кокпит с кормы защищает ниша под двигателем, отформованная в палубной части.
Непотопляемость обеспечивают пеноблоки ПСБ, которые закреплены в носу под палубой, в корме — в районе ниши под двигателем, и в шпангоутах кокпита. Эксплуатация катера разрешена при высоте волны не более 0,5 м.
Максимальная скорость «Афалин» при испытаниях с двигателем «Нептун-23» составила 49,5 км/ч (со штатным винтом с шагом 300 мм). При полной нагрузке (3 человека) рекомендуется шнек с шагом 280 мм; при этом скорость 42 км/ч.
Лодка была оборудована рулевым управлением и оснащена поворотными веслами с уключинами. Возможное использование дельфина-афалины — короткие скоростные поездки и туризм выходного дня.
При испытаниях лодки журналисты «Катера и яхты» отметили хорошие ходовые и мореходные качества «Афалины». На катерах «Афалина» был совершен ряд рейсов, одним из которых был переход из Якутска в европейскую часть России.
Однако первоначальные идеи, заложенные в проекте афалин, реализовать в полной мере не удалось. Масса серийных лодок (130 кг) превышала проектную (100 кг). Цена также была высокой и мало отличалась от цены четырехместных лодок, в результате чего спрос на эту перспективную модель оказался ниже ожидаемого. Вдобавок ко всем неприятностям, некоторые из выпущенных афалин начали проламывать дно в районе киля. К сожалению, завод отказался от доводки этой интересной моторной лодки и предпочел выпуск «проверенного» винтомоторного двигателя «Пеллас».
В то же время ремонт б/у афалин для любителя не составит труда, что может стать хорошим выбором.
Фотографии моторной лодки Афалина