Моторная лодка «Неман-2»: описание, характеристики и фото

Характеристики моторной лодки «Неман-2»

Общая длина, мм3800
Максимальная ширина, мм1400
Высота борта на миделе и т д750
Нижний угол становой тяги на транце
Масса с оборудованием и расходными материалами, кг130
Грузоподъемность, кг350
Пассажировместимость, чел4
Допустимая мощность ПМ, л.с30
Скорость под двигателем «Нептун-23″
с полной нагрузкой, км/ч
максимальная, км/ч
37,9
43,2
Материал домаАМг5М
Технология подключениясварка

Прогулочная мотолодка «Неман-2»

«Неман-2» — дальнейшее развитие моторной лодки «Неман». Лишь незначительно увеличив габариты, конструкторы добились значительного повышения комфорта и безопасности при эксплуатации, улучшили конструкцию корпуса и сделали внешний вид лодки более современным. Таким образом, можно сказать, что это развитие качественное.

Получившийся катер – результат совместных усилий коллектива конструкторов и производственников, сотрудников ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова, специалистов-конструкторов ЦНИИ «Лот». Какие задачи перед собой ставят разработчики! С учетом накопленного опыта постройки и испытаний серийных катеров «Янтарь» и «Неман», а также подготовки ряда опытных образцов моторных катеров «Серебрянка», «Мотылек» и т д., которые не были освоены производства необходимо было подготовить проект универсального 4-местного прогулочного катера туристического планерного катера минимальных размеров, возможно, более технологичного, только с обязательным минимумом оборудования. Подразумевалось, что при сохранении эксплуатационных характеристик более крупных лодок традиционного «4-метрового» класса «Неман-2» имеет меньший вес и обводы, которые, в отличие от других «мотолодок», позволяют продолжать глиссирование с большей экономичный и менее мощный, чем «Вихри» и «Нептуны», 14-сильный «Ветерок».

Специально было определено, что конструкция катера должна обеспечить возможность производства «Неман-2» на существующих конвейерных лентах с использованием части технологического оборудования, которое было создано для производства катера «Неман».

Сейчас уже можно сказать, что задачи, поставленные перед создателями лодки, решены.

Архитектурное решение традиционно: катер имеет открытый кокпит и подмоторную нишу, носовую палубу с панорамным ветровым стеклом. Необычность облика «Немана-2» заключается в использовании высоких бортовых шпангоутов — ограждении кабины в виде фальшборта, плавно переходящего в закругленное лобовое стекло.

Это решение позволило увеличить область использования кокпита за счет отказа от бортовых верхних грузил, повысить безопасность лодки за счет увеличения фактической высоты борта в миделе с 530 до 750 мм и придать ей современные черты. Полученные размеры кабины (1,80 X 1,25) практически такие же, как на гораздо более крупной (на 0,7 м длиннее) «Казанке-5», и лишь немного меньше, чем на «Крыме», «Днепре», «Ладоге» и т д.

Общий вид мотолодки «Неман-2»

Для размещения пассажиров предусмотрены два жестких поперечных двухместных ряда; ящики изготовлены из металла с соответствующими штамповками. Задний ящик также служит крышкой шкафа. Пространство под носовой палубой и под носовым ящиком также используется для размещения багажа и снаряжения. По краю крышки — под защитой стекла — выбита ниша для хранения мелких предметов. Такие же углубления сделаны в секциях кормовой палубы; в них будет комфортно при работе с двигателем.

Продольный разрез и вид сверху

Пайол на «Неман-2» — деревянный, решетчатый. Непотопляемость обеспечивается блоками плавучести, закрепленными под передней палубой и в районе ниши под двигателем (пенопласт ПСБ-С; 0,26 м3). Лодка оборудована качающимися веслами, черпаком, спасательным кругом; есть носовая проушина и кормовые швартовные блоки. Сейчас работаем над устройством тента.

Корпус катера имеет острые очертания с развернутыми на плоскость днищевыми поверхностями; становая тяга на миделе — 16°, на транце — 8°. Продольного реданса нет, но сделано каждое отсечное ребро, препятствующее растеканию тока поперек (нижняя часть стрингера высвобождается за пределы днища, на котором происходит стыковка секций). Отказавшись от имевшихся на корме «Немана» бортовых чаш, конструкторы новой лодки соответственно увеличили ширину корпуса в корме. Значительно (с 1,1 м до 1,25) увеличилась ширина транца по скуле, хотя максимальная ширина лодки не изменилась. Для увеличения прочности транца, а также повышения плавучести кормы лодки — для уменьшения опасного дифферента, возникающего при работе с двигателем, на транце в надводной части выштампован 50-миллиметровый выступ у дно подмоторной ниши.

Эскиз обводов — корпус теоретического чертежа

Особое внимание уделялось выбору рациональной конструкции корпуса. В качестве материала, как и в предыдущих моделях тех же разработчиков, используется свариваемый коррозионно-стойкий алюминиево-магниевый сплав АМг-5, обладающий хорошей пластичностью и приемлемыми прочностными свойствами. Небольшая толщина обшивки (1,5–2,0 мм) и опасность значительных деформаций при сварке сплошным швом поперечного набора предопределили выбор смешанной системы нижнего набора, позволяющей значительно сократить длину свариваемого шва стыков и объем ручной — немеханизированной сварки. Скулы на кормовой половине длины корпуса выштампованы на бортовых листах. Это позволило избавиться от сварки угловых соединений по скулам. К обшивке приварены только нижние продольные связи (механизированная контактная сварка), и служат для поддержки шести этажей с загнутыми по краям полками.

Напомним, что на «Немане» применялась поперечная система рамы с приваркой к обшивке ручной аргонно-дуговой сваркой.

Другой отличительной особенностью «Немана-2» является разделение корпуса на отдельные секции, которые собираются в специализированных сборочных кондукторах. Это позволило в значительной степени использовать контактную сварку при монтаже комплекта, а также выполнять ручную аргонно-дуговую сварку по стыкам пластин с жестким креплением конструкций и достаточным отводом выделяющегося при сварке тепла. Благодаря принятым мерам удалось значительно снизить сварочные деформации и, как следствие, получить хороший товарный вид корпуса.

В производстве «Неман-2» применялись и такие передовые методы изготовления тонколистовых конструкций, как применение волочения, гибки и штамповки форм, придание жесткости деталям посредством штамповки и гофрирования, отбортовки, отбортовки и др.

Заводские и межведомственные испытания опытных образцов «Неман-2», а также участие лодки в 1978 году в традиционных конкурсах на приз коллекции «Катера и яхты» показали, что надежды конструкторов и технологов оправдались.

«Неман-2» под двигателем «Нептун-23» легко выходит на глиссирование и проявляет скоростные качества как на полной, так и на минимальной нагрузке, легко управляется, устойчив на курсе не только в стоячей воде, но и в лобовом — боковые волны. При высоте волны до 0,5 м лодка испытывает лишь умеренные ударные нагрузки и может идти без заметного снижения скорости. Это позволило увеличить максимальную высоту волны, при которой допускается работа Немана-2, до 0,5 м, тогда как соответствующее ограничение для Немана составляло 0,25 м.

Конструктивный мидель-шпангоут

1 — килевая площадка; 2 — нижняя колонна из Z-образного профиля; 3 — пол с отогнутыми полками по нижнему и верхнему (горизонтальному) краям; 4, 5 — нижняя колонна (полоса с полкой) в месте стыка нижнего листа и борта; часть, выступающая за поверхность днища, играет роль скега – отрезанного ребра; 6 — скуловой пульверизатор; 7 — скуловое колено; 8 — боковые струны; 9 — надгусеничные полки; 10 — бортовой шпангоут.

Хорошая приемистость также является важным преимуществом катера «Неман-2». При незначительном снижении нагрузки может успешно эксплуатироваться под Ветерком-12: при нагрузке 170 кг (два человека и минимум багажа) на мерной миле достигнута скорость 27,0 км/ч.

Серьезные испытания, надо отметить — очень полезные для разработчиков, выпали на долю многих лодок, участвовавших в морской маршрутной гонке 1978 года в Лиепае: две «Немана-2», выступая в экспериментальном классе, заняли первые места у Т-350 и Т-350. -500, завершив гонку без единого нарушения прочности корпуса. Экипаж, соревнующийся с двигателем «Нептун-23», по сумме результатов трех ходов (маршрутный, кольцевой, результативность) занял общее второе место среди опытных судов, а экипаж, соревнующийся с «Вихрем-25», — третье место.

В настоящее время завершается подготовка производства к выпуску опытной партии катеров типа «Неман-2». Первые лодки поступают в продажу в четвертом квартале 1979 года. Утвержденная цена лодки 450 рублей.

Фотографии моторной лодки «Неман-2»

Dream-yachts
Добавить комментарий