Казанка-5М
Характеристики мотолодок «Казанка-5» и «Казанка-5М»
Катер Казанка | «5» | «5М» |
Максимальная длина, мм | 4500 | |
Максимальная ширина, мм | 1600 | |
Высота борта на миделе и т д | 720 | |
Нижний угол становой тяги на транце | 5° | |
Масса с оборудованием и оборудованием, кг: | 190±10 | |
Пассажировместимость, чел | четыре | |
Грузоподъемность, кг | 400 | |
Допустимая мощность ПМ, л.с | 30-40* | 55 |
Скорость под двигателем 30 л.с., км/ч | 34 | |
Возможна работа при высоте волны, м | 0,75 | |
Материал дома | D1AT | |
Технология подключения | заклепки | |
Производитель: Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова |
* В составе Казанки-5 в 1977-78 гг. (до перехода в производство Казанка-5М) выпускался с допуском до 40 л.с., до этого допускалась мощность двигателя 30 л.с.
Мотолодка «Казанка-5М»
Моторная лодка «Казанка-5» выпускалась авиазаводом. С.П. Горбунова на 6 лет, начиная с 1972 года. Корабль проектировался с расчетом на повышенные мореходные качества и комфортабельность при ограниченной мощности подвесных двигателей отечественной промышленности. Для обеспечения возможности глиссирования одним двигателем мощностью 25~30 л.с обводы корпуса приняты с относительно небольшой килеватостью днища у транца и с сильной заточкой носовой части. Результатом является хорошая управляемость и низкий дифферент при движении с полной загрузкой. Однако при движении по волне лодка опасно кренится в волну. Небольшой ходовой дифферент приводит к увеличению смоченной длины корпуса, поэтому максимальная скорость «Казанки-5» несколько ниже, чем у других лодок аналогичных размерений.
Эксплуатация моторной лодки допускается на удалении до 3 км от берега при высоте волны до 0,75 м. На модели «Казанка-5» допускается установка двигателя мощностью не более 30 л.с.
Теоретический корпус лодки «Казанка-5М»
Корпус катера клепаной конструкции из дюралюминиевого сплава Д1АТ; кроме набора жесткость днища и бортов обеспечивают штампованные рипы и посадки. Стыки листов обшивки вдоль киля и по бортам усилены экструдированными профилями. Масса корпуса — 145 кг.
Плавучесть обеспечивают пеноблоки, закрепленные в носовой и кормовой части под палубой. В случае наводнения лодка остается на плаву со всеми сидящими в ней пассажирами.
В модели «Казанка-5» двигатель установлен на внешнем кронштейне. Этот тип установки двигателя имеет как преимущества, так и недостатки. Прежде всего, это экономит место в кабине. Благодаря кронштейну на корме «Казанки-5» можно было оборудовать запираемый багажный отсек, где подвесной можно хранить на стоянке. Конструкция кормы корпуса стала проще, так как нет необходимости в самоотливной нише — надводный борт на транце имеет достаточную высоту для предотвращения затопления. Центровка лодки стала несколько лучше за счет выноса двигателя (а у «Казанки-5М» даже двух) за транец.
К недостаткам установки на кронштейн можно отнести увеличение размеров лодки в длину, неудобство обслуживания и ремонта, уязвимость двигателя при швартовке и более слабую его защиту от затопления волной, чем при установке на спад. Испытания варианта «Казанка-5», оборудованного углублением, показали не худшие ходовые качества, чем с кронштейном, поэтому с 1978 года началось освоение производства и этого варианта лодки. Для модели «Казанка-5М» дистанционный Кронштейн рассчитан на установку двух двигателей.
Носовая палуба оборудована носовым форштевнем, отделенным от кокпита наклонной глухой переборкой. Чтобы положить в него вещи, на палубе есть люк с крышкой, которую можно запирать. Кабина оборудована 4 мягкими раскладными креслами; по бокам оборудуются полки и шкафчики для мелочей. Кабина закрыта тентом со съемными боковыми стенками.
Оптимальный двигатель для моторных лодок «Казанка-5» и «Казанка-5М» — 25-сильный «Вихрь-М».
Используя гребной винт с шагом 270 мм, эти лодки развивают скорость с полной нагрузкой 34 км/ч. При этом на пройденный километр расходуется 0,28-0,30 литра топлива. Для достижения максимальной скорости могут быть установлены два двигателя «Вихрь-М» с винтами с шагом 380 мм. В этом случае скорость с двумя людьми на борту составляет 52 км/ч. По материалам: «Справочник по судам, катерам и моторам». Под редакцией Г. М. Новака.
Поскольку со временем выявились серьезные недостатки «скрученных» обводов «Казанок-5», в 1989 году была разработана модификация «Казанка-5М4». Эта лодка при тех же размерах и компоновке получила совершенно новые выпуклые килевидные линии, а угол становой тяги транца был увеличен до 8,5°. В результате возросла скорость и особенно мореходные качества катера. «Казанка-5М4» выпускается в настоящее время, полностью заменив на конвейере предыдущие модели.
Фотографии моторной лодки «Казанка-5»
Стекло с воротами (новодел)