Характеристики моторных лодок «Крым» и «Крым-М»
Модель лодки | Крым | Крым-М |
Общая длина, мм | 4300 | |
Максимальная ширина, мм | 1600 | |
Высота борта на миделе и т д | 650 | |
Нижний угол становой тяги на транце | 4,5° | |
Масса с оборудованием и расходными материалами, кг | 190 | 195 |
Грузоподъемность, кг | 400 | |
Пассажировместимость, чел | 5 | |
Допустимая мощность ПМ, л.с | тридцать | |
Скорость под двигатель «Вихрь» (20 л.с.) с полной нагрузкой, км/ч максимальная, км/ч | тридцать 36 | |
Скорость под двигателем «Вихрь-30» (30 л.с.) с полной нагрузкой, км/ч | 36 | |
Материал дома | АМг5М | |
Технология подключения | сварка |
Мотолодки «Крым» и «Крым-М»
Катер «Крым», выпускаемый с 1970 года, предназначен для туризма и курсирует по рекам, прибрежным зонам водохранилищ и морей при высоте волны до 0,75 м и удалении от берега до 3000 м.
Катер «Крым» производился на «Пермском судостроительном заводе «Кама», а через несколько лет производство было налажено и на «Хабаровском судостроительном заводе».
В 1980 году появился модернизированный вариант — «Крым-М», отличающийся от исходного проекта повышенной прочностью корпуса и некоторыми дополнительными удобствами для экипажа, на Пермском ССЗ «Кама» новый катер заменил первый «Крым», производство продолжалась «Крым» до середины 1990-х годов на Хабаровском судостроительном заводе».
Корпус «Крым» и «Крым-М» изготовлен из алюминиево-магниевого сплава АМг5, детали соединены контактной и аргонно-дуговой сваркой. Материал корпуса обладает повышенной коррозионной стойкостью, благодаря чему катер может эксплуатироваться в морской воде. Толщина покрытия днища — 2 мм, бортов и деки — 1,5 мм. Штамповка листовых деталей широко используется в дизайне. Набор корпуса «Крым» выполнен по смешанной системе: с продольными стрингерами и шпангоутами; у модели «Крым-М» днище усилено исключительно штампованными П-образными шпангоутами.
Выпуклые охлаждаемые обводы на дне крыма с умеренной тягой и трюмной брызгозащитой обеспечивают высокое гидродинамическое качество.
«Крым»
«Крым-М»
Теоретический корпус
В кабине размером 2,05х1,3 м установлены мягкие сиденья. Носовые сиденья имеют две независимые спинки со съемными подушками; эти спинки можно сложить, например, для гребли. Спинка кормового дивана цельная; если он откидывается назад, то открывается доступ к корме. Все сиденья легко снимаются. Положив их на половицы, можно быстро устроить мягкую кровать из дерева.
На транце установлена водонепроницаемая переборка, ограждающая моторный отсек, закрывающийся сверху крышкой. Переборка предотвращает попадание воды, загрязненной топливом, в кокпит катера. Транец и переборка оборудованы быстрооткрывающимися дренажными устройствами, а пружинная пробка в транце может быть открыта во время движения лодки. В моторном отсеке Крыма можно хранить двигатель и бак поперек лодки, а крышку можно запирать. На ходу чехол помещается под переднее сиденье.
Носовая палуба оборудована багажным отделением для походного снаряжения, а над ним небольшой шкафчик с крышкой.
Непотопляемость катера обеспечивается блоками плавучести из пенопласта, закрепленными под кормовым сиденьем и в носовой части у форштевня. Даже полностью залитый водой Крым остается на плаву в положении ровного киля.
В комплект поставки катера входил пульт управления поворотом, задним ходом и подвесным газом. Слева от рулевой колонки есть кнопка остановки. Съемный тент из тентовой ткани используется в двух вариантах: в полуоткрытом варианте устанавливается только верхняя часть для защиты от солнца. В непогоду к верхней части крепятся глухие боковые стенки, оборудованные прозрачными плёночными окнами. Плоское лобовое стекло имеет боковые щитки, защищающие кабину от брызг.
Лодка «Крым» оснащалась парой складных весел с уключиным замком, ковшом и дополнительным донным блоком плавучести.
Отличия моторных лодок «Крым» и «Крым-М»
Производство моторной лодки «Крым» параллельно с «Крым-М» продолжалось до середины 90-х годов. «Крым» выпускался на «Хабаровском судостроительном заводе», а «Крым-М» — на «Пермском судостроительном заводе «Кама» (после модернизации лодки). Лодки имеют полностью идентичные обводы, но имеют и отличия:
Палуба на лодке «Крым»
Палуба на лодке «Крым-М»
Комплект днища катера «Крым» (стрингеры и шпангоуты).
Узкая приборная панель, без бардачка
Нижний комплект «Крым-М» (прочные и широкие П-образные рамы).
Шире, чем у «Крыма», приборная панель, достаточно вместительный бардачок
Конструкция транца и машинного отделения катера «Крым»
Конструкция транца и моторного отсека катера «Крым-М»
В начале 1990-х годов, после очередной модернизации, Крым находился в состоянии самоиссякающего спада. На картине «Крым» (не «Крым-М»), выпущенной «Хабаровским судостроительным заводом» в 1992 году.
Фотографии мотолодки «Крым»
Стандартные места
Транец «Крым»
Усиленный транец
«Крым» в стандартной комплектации имеет крышку для закрытия моторного отсека
Самоотливная ниша на лодке «Крым» начала 90-х. Хозяин лодки поднял транец для установки двигателя с «длинной ногой»
Дно катера «Крым»
Заводская табличка. «Хабаровский судостроительный завод»
Фотографии моторной лодки «Крым-М»
Стандартные лодочные сиденья «Крым-М». Доска сдвинулась вправо
Ранняя версия транца Крыма-М. Последняя оснащена самодренирующейся нишей
Ранняя версия транца Крыма-М. Последняя оснащена самодренирующейся нишей
Шире приборной панели первого «Крыма», есть бардачок
Табличка (шильдик) от катера «Крым-М». «Пермский судостроительный завод «Кама»
Страница паспорта катера «Крым-М» с указанием возможности установки двигателя мощностью 40 л.с.
Тюнинговый катер «Крым-М». Самодренирующаяся ниша
Тюнинговый катер «Крым-М». Самоотливная ниша. По бокам двигателя есть шкафы
Тюнинговый катер «Крым-М»
Тюнинговый катер «Крым-М». Сиденья со шкафчиками