В июне 1976 года в конкурсе на приз коллекции «Катера и яхты» в городе Херсоне участвовал прототип новой пластиковой моторной лодки «Нептун-3», представлявшей собой дальнейшее развитие широко популярного «Нептуна». Можно напомнить, что эта лодка серийно выпускалась с 1971 года Сосновским судостроительным заводом по проекту, разработанному ЦКБ «Нептун». В № 47 сборника опубликована статья «Управление моторной лодкой «Нептун», в которой дан подробный анализ ее эксплуатационных качеств. В частности, были отмечены недостаточные размеры и комфорт кабины, отсутствие сухих чехлов, неудачная конструкция сидений, низкое качество тента и надгусеничной полки. С учетом отзывов потребителей авторы проекта и работники завода усилили конструкцию корпуса и скорректировали чертежи катера – появилась промежуточная модель «Нептун-2». За последние годы выпущено около 6000 лодок обеих модификаций.
Общее устройство мотолодки «Нептун-3»
1 — треножный ходовой огонь; 2 — рецессия; 3 — быстросъемный тент; 4 — ход лопасти; 5 — пульт управления и дроссель; 6 – ниша для хранения мелочей; 7 — крышка люка на форштевне.
Работа по совершенствованию проекта продолжалась. В связи с освоением нашей промышленностью новых, более мощных моделей 23-, 25- и 30-сильных подвесных моторов возникла необходимость увеличить допустимую мощность для установки на «Нептун» с 40 до 50 л.с. С. Пришлось соответственно увеличить высоту борта, усилить транец, чтобы можно было установить два тяжелых двигателя. Конструкторы, учитывая пожелания покупателей и владельцев «Нептунов» предыдущих моделей, постарались сделать новый «Нептун-3» более комфортным – лучше приспособленным для эксплуатации как во время непродолжительных увеселительных поездок, так и в туристических поездках. Это означало, что усовершенствованная модель не должна была существенно отличаться от серии «Нептун-2» ни по массе, ни по цене.
Теоретический корпус моторной лодки «Нептун-3»
Кратко о новой моторной лодке уже было рассказано в №63. Сейчас производство освоено на том же Сосновском заводе (вместо Нептуна-2), и можно более подробно осветить особенности третьей модели. Как показывает сравнение габаритов (см таблицу), новая лодка несколько крупнее: на 0,18 м длиннее, на 0,21 м шире — и самое главное — на 0,22 м выше.
Так как «Нептун-2» в принципе имеет хорошую скорость и мореходность, обводы днища в основном не изменились. В то же время была проделана немалая работа по обеспечению того, чтобы лодка с полной нагрузкой на глиссировании под наиболее массовым ныне подвесным мотором Нептун-23, т.е с удельной нагрузкой 26 кг/л, с: положение линии скулы было изменился, устранен изгиб снизу вверх на транце.
В ходе испытаний опытный образец катера с «исправленными» таким образом обводами с полной нагрузкой под одним двигателем «Нептун-23» («белый» винт; Н=220 мм) уверенно продолжал глиссирование, показав при этом скорость 30 км/ч.
С одним водителем на борту максимальная скорость достигала 39,5 км/ч. (Вспомним, что при испытаниях «Нептуна-2» с тем же двигателем и винтом при нагрузке 400 кг скорость составила 26 км/ч, при нагрузке 313 кг — 30,6 км/ч, максимальная с водителем — 38,8 км/ч ч.)
С 30-сильным двигателем «Вихрь-30Р» наш «Нептун-3» с полной загрузкой прошел мерную милю со средней скоростью 35,6 км/ч. Можно предположить, что такие ходовые качества удовлетворят любителей спортивного плавания на длинные дистанции.
Значительно изменился внешний вид тела над скулами. За счет небольшого развала боковых ветвей шпангоутов и увеличения высоты борта увеличилась ширина катера. По бокам осталась царапина, играющая роль брызговика и повышающая жесткость обшивки. Кокпит стал намного просторнее, так как уменьшилась как длина носовой палубы, так и длина ниши под двигателем. В кабине теперь есть свободное место для пяти человек (в прогулочном варианте использования).
Если раньше при выходе на глиссирование из-за короткого кокпита не удавалось обеспечить необходимое смещение центра тяжести катера к носу, то теперь, регулируя положение пассажиров, можно добиться оптимальной центровки . Также появилась возможность обустроить удобные спальные места: сиденья выполнены в виде продольных боковых шкафов, стенки которых конструктивно играют роль мощных продольных связей. Остается свободным проход к лодочному мотору; рундуки вместительны и практичны для приема припасов и багажа пассажиров, в них также свободно помещаются рыболовные принадлежности. Длина шкафа со спинкой, заложенной в изголовье, более двух метров, ширина 0,55 метра.
Сохранение прежнего веса при увеличении габаритов достигается за счет более рационального использования материалов. Прочность и жесткость днищу придает не столько толщина обшивки, сколько применение продольного и поперечного набора, важными узлами которого являются продольные рундуки, носовая и кормовая переборки. Уменьшению веса способствовало уменьшение площади палубы и использование продольного гофра. Общий расход стекольных материалов, используемых для строительства «Нептуна-3», остался на уровне, существующем для «Нептуна-2».
Прочность корпуса проверяется проведением ресурсных испытаний катера. Справедливости ради отметим, что на прототипе «Нептун-3», участвовавшем в соревнованиях в Херсоне, были зафиксированы повреждения корпуса, когда лодке во время маршрутной гонки пришлось столкнуться с волной, в два раза превышающей расчетную (0,75) м для пятого типа по ГОСТ 19105-73). Самым значительным повреждением стало обрушение кормовой переборки, которое, как оказалось, явилось результатом небрежной сборки корпуса: переборка была плохо приклеена к обшивке и палубе. Однако конструкторы учли этот печальный опыт — внесли необходимые усовершенствования в конструкцию шарниров.
Большое внимание было уделено разработке внешнего вида новой моторной лодки. Было разработано два варианта архитектурного решения – с прямоугольным и изогнутым панорамным ветровым стеклом. Межведомственная комиссия рекомендовала к использованию второй вариант. Преемственность облика «Нептунов» подчеркивается архитектурой носовой части лодки и особенно тем, что на палубе сохранилась центральная полоса с мелкими гофрами. Внешний вид багажника, отделенного от кокпита носовой переборкой, является неоспоримым преимуществом перед предыдущей моделью. Доступ к нему через палубный люк вполне удобен. Здесь можно будет хранить редко используемое туристическое снаряжение (палатки, спальные мешки, теплые вещи и т д.), кроме того, матрасы для сидений и съемные стенки можно запирать на автостоянке.
Опущенная крышка стола, расположенная на кормовой переборке, закрывает пространство под нишей двигателя, предназначенное для хранения бензобаков, канистр, инструментов, а также может запираться. Два отверстия в столе, служащие для проветривания помещения с газгольдерами, выполнены в виде гнезд, куда можно поставить стакан или бутылку.
Сохранена и немного увеличена ниша в шине под лобовым стеклом; сюда можно поставить отмашку, фонарь и т.д. Кроме того, есть еще одна ниша-полка, защищенная от дождя и брызг — под носовой частью кокпита. Удобно хранить такие водонепроницаемые предметы, как спички, карты, фотоаппарат и т.п.; водитель может получить их, протянув руку. На задних стенках съемных спинок сделаны выдвижные «карманы» для различных мелочей, которые легко можно потерять.
Катер оборудован дистанционным управлением производства Калужского турбинного завода. Ручка дистанционного управления дроссельной заслонкой и реверсом может быть закреплена на специальном кронштейне, закрепленном на продольном шкафу со стороны водителя. Кронштейн имеет дополнительный стержень для установки второго комплекта пультов дистанционного управления при использовании сдвоенных двигателей.
Рядом с водителем находится небольшой пульт дистанционного управления для включения и выключения ходовых огней и зажигания двигателя. На схеме предусмотрено подключение ходовых огней к системе освещения подвесного мотора. Сами фонари размещены позади водителя и благодаря этому не мешают ему во время движения в сумерках. Лодка несет кормовой огонь на выдвижной штанге, установленной в кормовой части ниши под двигателем.
Высота от сидений до верха тента составляет примерно 950-900 мм, чтобы можно было свободно выйти и сесть в лодку с комплектом тента. Имеются боковые и кормовое окна из морозостойкой прозрачной пленки, а также кран на кормовой стенке, позволяющий обслуживать двигатель. Палатка, сложенная по-походному (чехол входит в комплект), размещается на кормовой части палубы.
«Нептун-3» оснащен сливной пробкой оригинальной конструкции и съемными планками, поэтому содержать лодку в чистоте не составит проблемы. Для производства кранца планируется использовать новый пластиковый профиль, сохраняющий свою эластичность при изменении температуры.
Непотопляемость и аварийная устойчивость лодки обеспечиваются в соответствии с требованиями ГОСТ 19105-73; Для продольных рундуков использовались пенопластовые блоки плавучести, размещенные под палубой в носовой и кормовой частях.
На последней оптово-промышленной ярмарке торговые представители подали заявки на поставку (с июня 1977 г.) в торговую сеть первых 500 лодок типа «Нептун-3». Надеемся, что новый катер будет пользоваться успехом у любителей катерного туризма и отдыха на воде. ЦКБ «Нептун» будет признательно за отзыв об исполнении третьего варианта катера «Нептун».