Характеристики моторной лодки «Романтика»
Максимальная длина, мм | 2640 |
Максимальная ширина, мм | 1100 |
Высота борта на миделе и т д | 450 |
Высота транца и т.д. | 400 |
Нижний угол становой тяги на транце | 0° |
Допустимое действие ПМ, л.мед. | 5 |
Масса с оборудованием без двигателя, кг: | 45 |
Полное водоизмещение, кг | 260 |
Давно назрела потребность в доступной и безопасной, простой в эксплуатации, практичной для транспортировки и хранения моторной лодке минимального размера. Попытка создать такую двухместную моторную лодку для любителей водных прогулок, охотников и рыболовов была предпринята в 1973 году на Долгопрудненском машиностроительном заводе. Дизайн осуществлялся с использованием калужанки, разработанной конструкторами той же фирмы, что и первый вариант. Лодка получила название «Романс».
Катер «Романс», изготовленный методом штамповки и сварки из алюминиево-магниевого сплава АМг-6Б толщиной 1,2 мм, выполнен разборным: он состоит из трех секций по длине, каждая из которых в свою очередь разбирается на части (носовая — с двумя, средний и кормовой — с тремя). Неразборные нижние секции корпуса заканчиваются переборками, высота которых равна высоте борта фланца; на переборках, как и на транце, штампуются гофры. Эти секции скрепляются болтами, после чего носовая палуба и верхние части корпуса укладываются на горизонтальный фланец, крепится поддон двигателя, укладываются предкрылки и сиденье. Два человека, не спеша, полностью собирают лодку за 30-40 минут.
Части корпуса вставляются друг в друга и вместе со всем оборудованием для лодки упаковываются в чемодан. Получается пакет с размерами 1165 Х 920 Х 370 мм, который можно разместить в багажнике любого автомобиля, перевозить в автобусе или электричке.
Большое внимание уделялось разработке обводов корпуса. Носовые обводы «Романтики» выполнены по рекомендации ЦАГИ, в опытном бассейне, в котором проводились буксировочные испытания первого варианта полноразмерной лодки на скорости до 29 км/ч, на скорости свыше 22 км /ч лодка полностью перешла в режим глиссады (даже если закругленные борта одновременно стали размываться). Следует отметить достаточно высокое значение гидродинамического качества корпуса (К=6,5 — 7) в области высоких скоростей. В ходе буксировочных испытаний было установлено, что носовая центровка более выгодна для ухода в занос.
Кривые буксировочного сопротивления W и качества К при различной центровке лодки
Эскиз теоретического чертежа дает представление о форме корпуса «Романс». На большей части длины лодки (от шп. 4 до кормы) обводы постоянны: днище плоское (с волнообразными волнами для повышения жесткости конструкции), скула закруглена, борта (в поперечном сечении) образованы дугами окружностей . А вот носовой части корпуса, для обеспечения лучших мореходных характеристик, придана более сложная форма: днище выполнено килевидным, гофры заканчиваются, линия киля от шп. 4 поднимается по прямой, а затем плавно переходит в почти вертикальный стебель. Нос лодки закрыт. Фланцы, соединяющие верхнюю и нижнюю части, шириной 25 мм при движении по волне служат своеобразными брызговиками.
Теоретический чертеж лодки «Романтика»
«Романтика» хорошо ведет себя на волнах высотой 0,25 м во всех направлениях; при этом кабину не заливает и не забрызгивает. С целью проверки безопасности мореплавания были проведены специальные испытания катера при пересечении им волн волн от проходящих судов, особенно на крутой волне, создаваемой быстроходным катером типа КС. Выяснилось, что даже в этих условиях катер не склонен к опрокидыванию, т е может эксплуатироваться на судоходных реках.
«Романтика» обладает достаточно высокой поперечной устойчивостью: начальная метацентрическая высота при водоизмещении 260 кг составляет 1,1 м.
Непотопляемость обеспечивается пеноблоками, размещенными под носовой палубой и в кормовой части.
Катер «Романтика» легко управляется как на спокойной воде, так и на волнах, обладает хорошей устойчивостью на курсе. С двумя людьми на борту при смене двигателя «Прибой» на борту диаметр циркуляции на полном ходу составляет 1,5-2 длины корпуса, а с одним человеком — три длины.
Жесткая палуба в носовой части позволяет пассажирам высаживаться по ней. В носовой части имеется небольшой багажный отсек. Лодка «Романтика» оборудована переносным мягким поролоновым сиденьем для водителя. Продольная мобильная банка рассчитана на размещение одного пассажира (на котором также могут сидеть двое). Эта банка оказалась очень удобной при гребле.
С лодки удобно ловить спиннингом стоя и вплавь – можно нырнуть с борта и перелезть через борт; Преимущество «Романтики» еще и в том, что его довольно легко вытащить на берег и спустить на воду.
Лодка достаточно экономична и пригодна для относительно дальних переходов: с двигателем «Прибой» два человека, с 20-литровым баком топлива, преодолели расстояние около 70 км, а один совершил 160-километровый переход.
Лодка оборудована черпаком, спасательным кругом, аптечкой с инструментами для сборки и разборки, а также запасными частями.
Фотографии мотолодки «Романтика»