Характеристики моторной лодки «Обь»
Максимальная длина, мм | 4200 |
Максимальная ширина, мм | 1450 |
Высота борта на миделе и т д | 580 |
Высота борта в корме и т д | 490 |
Нижний угол становой тяги на транце | 4° |
Вес лодки (без двигателя) кг | 140 |
Пассажировместимость, чел | 4 |
Грузоподъемность, кг | 400 |
С 1967 года Новосибирский авиационный завод имени В. П. Чкалова выпускал для продажи населению четырехместную дюралюминиевую раздвижную моторную лодку «Обь». Катер предназначен для туризма, любительской рыбалки и охоты, походов по рекам и озерам при волнении не более 2 баллов (высота волны 0,5-0,75 м) и удалении от берега не более 2 км. Корпус рассчитан на установку одного подвесного мотора мощностью от 15 до 30 л.с. С.
Проект «Оби» разработан конструкторско-технологической группой предприятия. Дизайн защищен свидетельством № 383 от 29 июля 1967 г на промышленный образец, выданным Комитетом по изобретениям и открытиям при Совете Министров СССР.
На заводских испытаниях средняя скорость «Оби» под двигателем «Вихрь» на пройденном километре в двух направлениях с полной загрузкой (4 человека) составила 34 км/ч, с водителем на борту — 40 км/ч. Испытания позволили выявить мелкие конструктивные недостатки, которые были устранены до запуска «Оби» в серийное производство, о чем сообщалось в 12-м выпуске сборника «Катера и яхты» (1967 г.).
С тех пор было продано около 10 000 лодок этого типа. План производства на текущий год составляет всего 3000 единиц, хотя фактическая потребность значительно превышает заявленную цифру. Достаточно сказать, что во многих крупных центрах, например, в Ленинграде, «Обь» вообще никогда не поступала в продажу. В сибирских городах его раскупают буквально прямо с колес — с грузовиков, а не со склада магазина. К сожалению, по словам руководства завода, максимум, на что можно рассчитывать в ближайшие год-два, — это увеличение производства на 20-25%. Это конечно капля в море!
«Обь» на месте для осмотра готовых лодок.
Хорошая репутация «Оби» во многом была обусловлена тем, что она хорошо показала себя в сложнейших условиях дальних походов и даже гонок.
Например, упомянем завершенный в прошлом году первый этап сложнейшего перехода по маршруту Норильск — Владивосток, осуществленный журналистом В. Пономаренко и строителем-монтажником Б. Яцковым. Дюралюминиевый катер под двигателем «Вихрь» выдержал сложнейший 3000-километровый переход по самым «серьезным» и капризным рекам с сильными течениями, порогами и толчками. Экипаж доволен своим кораблем и лишь замечает желательность повышения комфорта. Замечание о необходимости усиления жесткости отдельных узлов корпуса заводом сразу же было учтено.
В прошлом году два заводских экипажа (Ф. Ячменев и Д. Фыцев, В. Кайдалин и Н. Науменко) успешно выступили на своих лодках в IV конкурсе на приз коллекции «Катера и яхты». Напомним, что в 120-километровой гонке по маршруту Бирштонас – Каунас – Бирштонас новосибирские спортсмены Д. Федоров и В. Рыженков заняли 2-е место на Оби (с двигателем «Вихрь»), показав среднюю скорость 44,8 км/ч.
В испытательном марафоне по маршруту Астрахань — Москва, проведенном в 1969 году ЦКБ «Нептун», два катера «Обь» прошли всю дистанцию (около 3200 км) без повреждений. В отчете по результатам этого пробега отмечены высокие мореходные качества лодки; особенно то, что на пределе в 3 балла для данного типа лодок она вообще не шлепает ни на каком курсе относительно хода волн.
Теоретический чертеж лодки «Обь»
Важным элементом, повышающим остойчивость и мореходные качества лодки, являются бортовые якоря — були длиной 2,5 м. Вместе с носовым герметичным отсеком они также обеспечивают полную непотопляемость лодки с установленным на транце 50-килограммовым двигателем. Общий объем чаши 65 дм3, носового пространства 200 дм3.
Съемное ветровое стекло из плексигласа толщиной 6 мм защищает пассажиров от брызг. В кабине размером 2,1х1,15 м расположены два двухместных мягких сиденья, обшитых поролоном и искусственной кожей. В носовой части имеется небольшой багажный отсек. Для осмотра воздушного пространства в палубе сделан люк, в герметизированной крышке имеется гнездо для стойки ходовых огней. В обоих боулах установлены сливные резьбовые пробки, а в транце — сливной кран.
Пульт, разработанный и изготовленный Чкаловским заводом, предназначен для лодочного мотора «Вихрь», но без существенных изменений может использоваться и при установке Нептун или Ветерок. С его помощью обеспечивается управление вращением двигателя, дроссельной заслонкой карбюратора и реверсом.
Корпус катера изготовлен из листов сплава Д-16 толщиной 1,5–2 мм; герметичность клепаных швов обеспечивается тиоколовой лентой. Завод гарантирует надежность корпуса при нормальной эксплуатации в течение одного года, но я думаю, что этот срок занижен.
Кузов «Оби» загрунтован и окрашен винилхлоридной краской. При использовании в морской воде инструкции производителя рекомендуют тщательно промывать корпус пресной водой после каждого выхода во избежание коррозии. Это утверждение вряд ли оправдано. Естественно, завод должен подумать о более стойком и надежном покрытии. Обратите внимание, что в вышеупомянутой заводской инструкции, кроме общих сведений об эксплуатации лодки, даны подробные и полезные инструкции по монтажу и настройке пульта; установка лобового стекла, ремонт корпуса в случае повреждения.
Цена лодки «Обь» 570 рублей вместе с пультом, который стоит 50 рублей. С расширением производства и заменой клепки на сварку компания, очевидно, могла бы снизить эту цену, но пока затраты для Оби достаточно высоки.
Уместно указать слабые, на наш взгляд, стороны описываемой лодки. Тот факт, что сиденья не убраны (и не разложены), затрудняет использование всей площади кокпита для отдыха или сна. Нет навеса; нет даже слотов для установки дуг. Багажник маленький. На парковке нет места, куда можно было бы поставить (и запереть!) двигатель. Представляется целесообразным изменение конструкции кормы для установки двух подвесных двигателей (типа «Ветерок» или «Москва»).
В поставке «Оби» хотелось бы видеть небольшой якорь с окончанием, разборный фальгак, надгусеничные полки.
Следует подчеркнуть, что завод знает слабые стороны своей лодки и делает все возможное для ее улучшения. В проекте с новой версией той же лодки (Обь-2) предусмотрен вместительный багажный отсек, легкосъемные сиденья и тент. Обводы днища будут немного изменены, что улучшит мореходные качества «Оби». Уже ведутся экспериментальные работы с использованием высокопроизводительных методов сварки для изготовления корпуса. В перспективе — применение пенопласта вместо экранирования герметичных пространств для обеспечения непотопляемости; это позволит упростить конструкцию лодки и получить дополнительный объем для расширения багажного отделения.
Двузаказный завод им. В.П. Чкалова является передовым предприятием, и мы не сомневаемся, что он сможет довести выпускаемый им катер до уровня лучших зарубежных образцов.