Характеристики моторной лодки «Обь-3»
Максимальная длина, мм | 4300 |
Максимальная ширина, мм | 1560 |
Высота борта на миделе и т д | 670 |
Масса с оборудованием и расходными материалами, кг | 185 |
Грузоподъемность, кг | 400 |
Пассажировместимость, чел | 4 |
Допустимая мощность ПМ, л.с | 30 |
Скорость под двигателем: «Вихрь-30» (30 л.с.) с полной нагрузкой, км/ч | 40 |
Материал дома | Д16, Д1 |
Общее устройство мотолодки «Обь-3»
Приступив к разработке проекта катера «Обь-3», который должен был заменить модели «Обь» и «Обь-М», конструкторы Новосибирского авиационного завода имени В. П. Чкалова постарались учесть пожелания и предложений владельцев этих моторных лодок как можно больше.
Моторная лодка «Обь-3» имеет тримарановые обводы днища в носовой части, переходящие в обводы «крыло чайки» в корме. При движении в переходном режиме волна дуги гасится губками, что увеличивает подъемную силу, а при скольжении с помощью тех же губок в тоннелях образуется воздушная подушка, уменьшающая смачиваемую поверхность днища. За счет изгиба скулы на максимальной скорости снижается волнообразование и повышается динамическая устойчивость лодки. Две продольные ступеньки повышают гидродинамические качества и придают днищу дополнительную жесткость. Носовые шпангоуты имеют значительную килеватость, что обеспечивает мягкий ход и хороший выход на волну. Все эти особенности обводов улучшают гидродинамические свойства «Оби-3» по сравнению с катером «Обь-М».
Теоретический корпус катера «Обь-3» |
Корпус лодки и весь внутренний набор (шпангоуты, стрингеры) изготовлены из высокопрочных алюминиевых сплавов Д16 и Д1. Детали соединяются заклепками с прокладкой из уплотнительного материала. Изнутри борта кабины и моторного отсека защищены легкосъемными алюминиевыми панелями.
В кабине катера «Обь-3» четыре удобных кресла с мягкими съемными подушками. При необходимости кресла легко раскладываются на спальные места. Катер оборудован однорычажным пультом управления дроссельной заслонкой и реверсом двигателя, а также рулевым пультом. Экипаж защищает лобовое стекло, установленное на палубе, от встречного ветра и брызг. По верхнему краю стекла сделан жесткий трубчатый бордюр, переходящий в удобные поручни по бокам. Катер «Обь-3» оборудован быстросъемным тентом, надежно защищающим пассажиров от непогоды. Каркас палатки изготовлен из тонкостенных металлических труб.
В носовой части катера имеется багажный отсек с откидным люком. В кормовой части лодки расположен моторный отсек с люками для размещения штатного бака и запасных топливных баков. Внизу между стульями деревянный напольный стол шириной 380 мм. Для обеспечения непотопляемости на бортах и днище лодки установлены плавучие блоки. Для облегчения швартовки судна на палубе предусмотрены два конца. Для транспортировки предусмотрено три подъемных острова — один носовой и два кормовых (на транце). Катер «Обь-3» оборудован ходовыми огнями, ковшом, спасательным кругом, швартовным канатом, веслами, ремкомплектом.
Ходовые испытания новой модели с подвесным двигателем «Вихрь-30» и обычным гребным винтом проводились на Обском водохранилище и реке Обь. С полной загрузкой лодка «Обь-3» показывала скорость 40 км/ч. «Обь-3» обладает достаточной статической и динамической устойчивостью — на полном ходу при самой резкой перекладке руля опрокинуть лодку практически невозможно. Ходовые испытания проводились при максимально допустимом волнении. При движении под любым углом к волнам брызг в кабине нет.
Катер «Обь-3» безусловно более мореходен, чем «Обь-М», и имеет лучшие скоростные характеристики. Однако по габаритам и массе он уже приближается к катерам типа «Казанка-5» и «Прогресс». Таким образом, такие положительные качества, присущие первоначальной концепции старой «Оби», как малый вес, простота оборудования, неприхотливость в эксплуатации, возможность использования легких, экономичных двигателей, с развитием лодки были утрачены.
Фотографии мотолодки «Обь-3»
Тюнинг лодки Обь-3. Лобовое стекло перекрашено, салон, палуба обшиты рифленым алюминием.