Характеристики моторной лодки «Ока»
Общая длина, мм | 4070 |
Максимальная ширина, мм | 1530 |
Высота и т.д. | 980 |
Высота борта на миделе и т д | 640 |
Нижний угол становой тяги на транце | 6° |
Масса лодки с оборудованием (без двигателя), кг | 140 |
Пассажировместимость, чел | четыре |
Максимальная грузоподъемность (полная), кг | 400 |
Максимальная скорость движения с Вихрем, км/ч | 39,6 |
Допустимая мощность ПМ, л.с | тридцать |
Материал дома | Д16ДТ |
Серийная прогулочная мотолодка «Ока»
Проект дюралюминиевой раздвижной моторной лодки «Ока» разработан Горьковским ЦКБ по судам на подводных крыльях. Этот четырехместный катер предназначен для пешего и туристического плавания (в светлое время суток, на расстоянии не более 3 км от берега и при волнении не более 0,5-0,75 м, а также для буксировки воднолыжников подвесной двигатель мощностью до 30 л.с. Его максимальная грузоподъемность, включая вес топлива и пассажиров с багажом, составляет 400 кг.
Применены принципиально новые обводы корпуса, обеспечивающие хорошие мореходные и ходовые качества. Разработка обводов проводилась на основе анализа опыта эксплуатации ряда существующих моторных лодок, модельных испытаний и обобщения зарубежных данных. Днище плоскоохлаждаемое с внешним углом килеватости в миделе 15° и на транце 6°. Отношение длины к ширине равно 2,9. Бока имеют небольшую волнистость наружу на всем протяжении, а боковые ответвления sp. 1, 2 и 3 даны небольшой выпуклостью наружу (в основном по технологическим причинам). Скала на протяжении 800 мм от трапа идет параллельно линии киля (ОЛ), а затем поднимается на саму палубу в носовой части. Носовая часть палубы притуплена, чтобы облегчить посадку на лодку с носа.
Крышка выполнена из дюралюминия класса Д16ДТ. Использовались заклепки из сплава В65 диаметром 3 и 4 мм с полукруглыми головками. Крестовина (толщина 1 мм) состоит из пяти штампованных из листа шпангоутов и трех этажей. Основание толщиной 1,5 мм поддерживается снаружи шестью продольными ребрами из углеродного волокна, выполняющими также роль продольных реданов. Боковая обшивка (1,0 мм) поддерживается продольным гофром (ребром). Толщина палубы и транца 1,5 мм. К транцу приклепан сосновый столик под двигатель и утопленный шкаф.
Для обеспечения непотопляемости в носовой части корпуса ниже палубы, а в кормовом лонжероне под углублением и по бортам от него установлены элементы плавучести из пенопласта.
В затопленном состоянии моторная лодка с двигателем 50 кг остается в положении, близком к горизонтальному. Кабина экипажа длиной 2050 и шириной 1410 мм защищена спереди лобовым стеклом (СТ-1 толщиной 5 мм), окантованным прессованным профилем из сплава АМг-61. Стекло выполнено прямоугольным, что на наш взгляд соответствует современной тенденции в архитектуре малых кораблей.
Сиденья, собранные из реек и фанеры, обтянуты 10 мм слоем пенопласта, обтянутого синтетической кожей. Их можно передвигать по кокпиту или вовсе снимать, если, например, команда устраивается на ночь в лодке.
Общее расположение и оборудование моторной лодки «Ока»
1 — глазное литье; 2 — глаз; 3 — пеноблоки; 4 — лобовое стекло; 5 — руль; 6 — сиденья; 7 — карман для снаряжения; 8 — весло; 9 — пайол; 10 — топливный бак; 11 — утка.
Теоретический чертеж мотолодки «Ока»
Таблица плазовых ординат
Салазки в днище кабины выполнены из сосновых реек сечением 13Х38, пропитанных горячей олифой.
Под палубой вдоль бортов расположены отсеки для хранения различного оборудования и припасов; в отзыве — просторный багажник. Для швартовки и буксировки на палубе в корме крепятся два блока, отлитые из сплава АЛ-8, и проушина в носу. Два болта с проушиной прикреплены к транцу и еще один болт с проушиной к форштевню.
В комплект поставки катера «Ока» входит ковш, чехол на кокпит (от плаща), спасательный жилет и два непотопляемых дюралевых весла.
Моторная лодка «Ока» имеет дистанционное управление поворотом двигателя, состоящее из рулевой колонки, расположенной с левой стороны от пульта управления, проводки Стуртро с двумя пружинами и четырьмя блоками, траверсы и румпеля.