Характеристики лодки «Ерш»
Максимальная длина, мм | 2660 |
Максимальная ширина, мм | 1240 |
Высота борта в носу и т д | 520 |
Высота борта на миделе и т д | 440 |
Высота транца и т.д. | 380 |
Грузоподъемность, кг | 150 |
Допустимая мощность двигателя, л.с. | 5 |
Масса с оборудованием и расходными материалами, кг | 48 |
Материал дома | Амг |
Металлическая гребная лодка «Ерш»
С 1979 года Тюменский судостроительный завод выпускал двухместную гребную лодку «Ёрш».
Лодка спроектирована с возможностью перевозки на крыше автомобиля. «Ерш» предназначен для отдыха на воде — прогулок, охоты и рыбалки на реках, озерах и водохранилищах с высотой волн до 0,25 м.
Обводы корпуса, рекомендованные специалистами ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова, позволяли обеспечить разворачивание листов обшивки на плоскость, что упрощало технологию изготовления деталей и сборки корпуса. При его проектировании конструкторы стремились создать легкую, с минимально возможными (для грузоподъемности 150 кг) размерами и относительно дешевую безопасную лодку. Выбранные обводы и размеры придают «Ершу» достаточно высокую устойчивость, что позволяет охотнику или рыбаку стоять в лодке. Полностью погруженная лодка продолжает плавать, поддерживая в воде двух человек и цепляясь за борта.
Учитывая необходимость выпуска лодки большой серией, к технологичности конструкции корпуса предъявлялись особые требования. Стояла задача создать конструкцию, не требующую дорогостоящего технологического оборудования, особенно крупных сопел и прессового оборудования. При этом нельзя было забывать и о требованиях к удобству лодки в эксплуатации и об архитектурно-художественном решении внешнего вида лодки.
Насколько удалось совместить все перечисленные требования, решать покупателю.
Немного о конструкции лодки. Применен относительно недорогой и технологичный материал — коррозионностойкий легкий сплав АМг5, позволяющий лодке эксплуатироваться в морской воде, а учитывая возможности компании, все соединения выполнены заклепочными. Корпус собран из четырех листов наружной обшивки, транца, киля, башни, двух скуловых тетив, двух полов, являющихся также упорами для ног, и носового отсека. Обшивка днища, транец и тетивы имеют толщину 1,5 мм. На днище отлиты два гофра, которые одновременно играют роль косоуров и фальшивок.
Чертеж общего расположения гребной лодки «Ерш»
1 — весло с замком весла; 2 — подключ; 3 — поперечная насыпь из дерева; 4 — ковш; 5 — носовой шкаф под банкой; 6 — пол — вес на ногах; 7 — воздушная коробка под коробом; 8 — вертикальная стенка скулового стрингера, пространство за которым служит нишей для мелких вещей.
Эскиз обводов корпуса лодки «Ерш»
Два развитых Г-образных скуловых стрингера, приклепанных к бортам и днищу, придают лодке необходимую прочность, а также выполняют роль опор для двух поперечных коробов. В вертикальных стенках тетив имеются отверстия, обеспечивающие доступ ко всем участкам нижнего заклепочного шва в случае ремонта и уменьшающие общий вес конструкции. Пространство между бортом и стрингером используется как ниша для хранения различных мелочей. Горизонтальные полки стрингеров очень практичны для размещения удочек и других рыболовных принадлежностей.
Пространство под носовой канистрой, придающее прочность всему носу лодки, образует пространство для хранения различного снаряжения.
Съемные деревянные ящики можно перемещать по стрингерам вдоль лодки. Берега надежно фиксируются в наиболее выгодном положении для центрирования и удобной гребли четырьмя замками каждый; в верхней части вертикальных стенок скуловых стрингеров выполнены отверстия для стопорных штифтов.
Для упрощения доступа ко всем соединениям при ремонте или доработке было решено крепить плавблоки (напорные баки) не к обшивке корпуса, а снизу к деревянным банкам. Лодочные испытания показали правильность решения. Однако в инструкции по эксплуатации пришлось написать требование, запрещающее использовать лодку со снятыми ящиками: ведь металлическая лодка без гидроаккумуляторов теряет непотопляемость — одно из основных свойств, обеспечивающих безопасность мореплавания.
Транец усилен коленями и турелью по верхней кромке, тяжелой горизонтальной балкой на уровне верха скуловых стрингеров, металлическим вкладышем внутри и деревянной подмоторной плитой снаружи; общая толщина транца в районе подвесных хомутов 40 мм.
Лодка оборудована двумя парами дополнительных шпонок, позволяющих гребцу менять положение по длине лодки, и буксирной проушиной на форштевне. В носовой опоре и горизонтальных коленах транца сделаны отверстия (футерованные пластиковым профилем), за которые удобно закладывать швартовной конец.
Вес полностью снаряженной лодки составляет 48 кг, что позволяет без труда загрузить ее на верхнюю стойку. Для облегчения лодки при транспортировке можно снять оба ящика, которые уходят в задний отсек; при этом вес лодки снизится до 35 кг. При наличии верхнего багажника размерами в виде не более 1000 мм в длину и 1050 мм в ширину рекомендуется устанавливать лодку вверх килем, а корпус снаружи зажать любым гибким элементом. При использовании большого багажника лучше транспортировать Ерша килем вниз.
Скорость автомобиля с лодкой должна регулироваться водителем из соображений безопасности движения. На испытаниях скорость машины с загруженным на верхний багажник «Ершом» достигала 90 км/ч; однако никаких отклонений в поведении автомобиля или опасных ситуаций не наблюдалось.
Катер «Ерш» прошел ресурсные испытания. За 80 часов работы при плавании под двигателем и на веслах корпус не получил ни деформации, ни повреждений.
Скорость под двигателем «Салют» составляла около 7 км/ч. Это самый экономичный вариант силовой установки, но обводы корпуса и прочность транца «Ерша» позволяют установить более мощный двигатель, в том числе 5-сильный.
Гарантийный срок на катер «Ерш» установлен в 18 месяцев со дня покупки. Лодка комплектуется ковшом и веслами с уключиной.
В конце 1979 года лодке «Ёрш» был присвоен Государственный Знак качества.